в метрополитенах, благодаря чему
может быть обеспечена подача не-
обходимого количества смазочно-
го материала на поверхность кон-
такта на всем полигоне обращения
поездов.
Смазывание
поверхности
кон-
такта колеса и рельса стало обще-
принятой практикой на многих же-
лезных дорогах в течение несколь-
ких
десятилетий.
Продолжают-
ся исследования, направленные на
повышение эффективности лубри-
кации и ее количественную оценку
с точки зрения срока службы эле-
ментов
инфраструктуры.
Центр
технологий
наземного
транспор-
та
Национального исследователь-
ского
совета
Канады
участвует
в
реализации
программы
обеспече-
ния полной эффективности управ-
ления
трением
на
железной
до-
роге
Canadian
Pacific.
На
участ-
ке протяженностью 80 км дистан-
ции Thompson одного из отделений
Canadian Pacific только за первый
год осуществления программы до-
стигнуто снижение износа рабочих
поверхностей на 87 %, а получен-
ная экономия в денежном выраже-
нии составила 600 тыс. дол. США.
Предполагаемая экономия в
пре-
делах дистанции за 4 года оценива-
ется в 1,6 млн дол. США. Исполь-
зование современных напольных
лубрикаторов и высококачествен-
ных смазочных материалов позво-
лило сократить эксплуатационные
расходы на 105 тыс. дол. США в год.
Применение модификаторов
трения
В
числе перспективных разра-
боток
использование техноло-
гии нанесения
сухой
тонкой пленки
J
для создания определенного уров-
ня трения в зоне контакта колеса и
рельса. Таким образом достигается
уменьшение рассеяния энергии по
сравнению с сухим трением стали
по стали и в то же время при этом
поддерживается достаточный уро-
вень трения для предотвращения
Рис. 2. Установленный на вагоне лубри
каюр
ухудшения
характеристик тормо-
жения или сцепления колес локо-
мотива с рельсами.
При
использовании
жидкой
смазки, в отличие от консистентной,
толщина наносимого слоя не имеет
значения. В основе действия моди-
фикаторов трения —
свойства мате-
риала в виде тонкой пленки, позво-
ляющие реализовывать определен-
ный уровень трения и обеспечивать
надежное, эффективное и безопас-
ное управление характеристиками
трения.
Как и при смазывании боковой
поверхности
рельса,
управление
трением на
поверхности
катания
возможно с применением наполь-
ного
или
установленного
на
по-
движном составе (бортового) обо-
рудования. В напольных системах
используются закрепленные с на-
ружной стороны рельса подающие
стержни с распределенными по их
длине форсунками и быстро высы-
хающие модификаторы трения на
водной основе.
Использование твердых смазок,
наносимых
на
поверхность
ката-
ния колеса, также возможно, при-
чем оно наиболее эффективно там,
где поезда в течение дня многократ-
но обращаются по одним и тем же
участкам. Дополнительно могут ис-
пользоваться мобильные системы,
распыляющие
мелкодисперсный
поток жидкого модификатора тре-
ния. Как и для напольных систем, в
данном случае применяется быст-
ро высыхающая смазка на водной
основе. Внедрение СРБ-технологий
при эксплуатации мобильных си-
стем управления трением способ-
ствует повышению точности и эф-
фективности их работы.
в последние годы операторами.
поставщиками и исследовательски-
ми
организациями
совместно
из-
учались возможности реализации
новых технологий управления тре-
нием на поверхности катания. При
этом рассматривались износ колес
и рельсов, повреждения усталост-
ного
происхождения
при
контак-
те качения, волнообразный износ,
шум при движении в кривых, ухуд-
шение состояния пути и потребле-
ние энергии локомотивами.
Уменьшение износа рельсов за
счет
управления
трением
на
по-
верхности катания с использовани-
ем смазывания рабочей поверхно-
сти рельса и без него подтверждено
при использовании напольных си-
стем лубрикации для пути как на де-
ревянных, так и на железобетонных
шпалах. Типичное значение умень-
шения износа боковой поверхности
головки рельса и поверхности ката-
ния составляет 40 - 60 %.
Системный подход
При исследовании срока служ-
бы
рельсов
важно
применять
си-
стемный
подход,
т.
е.
рассматри-
вать зону взаимодействия колеса и
рельса как единую систему, функ-
ционирование которой зависит от
воздействия
значительного
чис-
ла факторов и технологий. Ключе-
вым фактором, определяющим срок
службы рельсов, является
выбор
марки
рельсовой
стали
и
приме-
няемых технологий поддержания
нужного профиля рельсов (напри-
мер, путем шлифования), которые
взаимно дополняются и действуют
совместно с управлением трением.
Наряду с износом рельса срок
его службы зачастую зависит от по-
явления и развития трещин вслед-
ствие дефектов усталостного про-
исхождения при контакте качения,
которые
возникают,
когда
из-за
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
75
предыдущая страница 76 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 78 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст