Продление срока
службы рельсов
с помощью управления
трением
О птимизация характеристик трения между колесом и рельсом
как на боковой грани, так и на поверхности катания — эф ф ек-
тивное средство продления срока службы рельсов, обеспечи-
вающее сущ ественное уменьшение потерь металла вследствие
износа и повреждений усталостного происхождения при кон-
такте качения.
Продление срока службы рель-
сов до их замены имеет существен-
ное значение с точки зрения улуч-
шения экономических
и эксплуа-
тационных
показателей
работы
железной дороги. На замену рель-
сов приходится значительная часть
ежегодных
затрат на
текущее
со-
держание инфраструктуры, поэто-
му их преждевременный выход из
строя может привести
к заметно-
му увеличению
расходов.
Кроме
того,
замена
рельсов
требует до-
статочно больших затрат труда и
рабочего времени и нередко связа-
на с закрытием движения поездов
на длительный срок, что оказыва-
ет немедленное, непосредственное
и количественно измеряемое влия-
ние на пропускную способность же-
лезной дороги и ее перевозочную
деятельность.
Управление трением, включая
как лубрикацию рабочих поверхно-
стей, так и контроль трения на по-
верхности катания, признано дей-
ственным способом продления сро-
ка службы рельсов.
Смазывание рабочих
поверхностей рельсов
За счет рационального примене-
ния лубрикации с нанесением вы-
сококачественной консистентной
или твердой смазки можно поддер-
живать уровень трения на контак-
тирующих поверхностях колеса и
рельса настолько низким, насколь-
ко
это
целесообразно.
Износ
по-
верхностей контакта возникает пре-
имущественно на наружном рельсе
кривой. Сочетание значительного
контактного давления и проскаль-
зывания колеса относительно рель-
са приводит к существенному рас-
сеянию энергии, вызывающему по-
вышение температуры, возникно-
вение шума и, что особенно важно,
увеличение интенсивности износа
колеса и рельса. Минимизация ко-
эффициента трения между поверх-
ностями колеса и рельса позволит
значительно уменьшить выделение
энергии и обусловленный им износ.
Смазывать
зоны
контакта
ко-
леса
и
рельса можно
с помощью
как напольных, так и установлен-
ных на подвижном составе лубри-
каторов. Напольные лубрикаторы
(рис.
1), обычно оснащаемые дат-
чиками для обнаружения проходя-
щего поезда, наносят точно дозиро-
ванный объем жидкой смазки. При
этом
возможно
распространение
смазочных материалов по поверх-
ности рельсов в результате их взаи-
модействия с гребнями колес.
Поддержание
требуемых
ха-
рактеристик трения на поверхно-
сти контакта колеса и рельса может
быть обеспечено и при использо-
вании твердой смазки. Лубрикатор,
установленный на тележке подвиж-
ного состава, подает смазочный ма-
териал, который распределяется по
головке рельса и попадает на иду-
щие следом колеса (рис. 2). Данный
способ широко применяется на пас-
сажирских линиях и особенно эф-
фективен
там,
где поезда в течение
дня многократно обращаются
по
одним и тем же участкам, например
Рис. 1. Напольный лубрикатор
74
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
предыдущая страница 75 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 77 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст