Пружинные
компенсаторы
для контактной сети
Пружинные компенсаторы Tensorex С+ являются альтернативой
традиционны м грузовы м натяжным устройствам контактной
сети. Результаты испы таний показали, что обеспечиваемы е
ими параметры отвечают требованиям стандарта DIN EN 50119.
В
ходе пилотного проекта, период реализации которого вклю -
чал две зимы с экстремальны ми погодны ми условиями, была
подтверждена пригодность новых компенсаторов для практи-
ческого применения. Всего на контактной сети разных стран
было установлено несколько сотен таких устройств.
Натяжные устройства, или ком-
пенсаторы, должны поддерживать
постоянную силу натяжения кон-
тактного провода и несущего тро-
са
при любых
колебаниях темпе-
ратуры воздуха. Это обеспечивает
надежный токосъем во
всем диа-
пазоне скорости движения. В экс-
плуатации применяют в основном
блочные компенсаторы разных ви-
дов, причем сила натяжения созда-
ется массой груза (рис. 1). Она при-
кладывается к контактному прово-
ду
через
систему блоков,
обеспе-
чивающих
нужный
коэффициент
передачи, например 1:3.
Известны также электромехани-
ческие
и
гидравлические компен-
саторы, но они не нашли широко-
го распространения.
Первые
пружинные
компенса-
торы, разработанные и изготовлен-
ные компанией Pfisterer в сотрудни-
честве с DB Energie, получили обо-
значение Tensorex. В дальнейшем
появилась их доработанная моди-
фикация Tensorex С+.
Общее описание
компенсатора
Ш
М
Натяжное устройство Tensorex
С+
за
счет
силы
пружины
обес-
печивает
поддержание
заданной
величины
натяжения
провода
в
диапазоне
изменения
температу-
ры 100 К. Смонтированный на оси
пакет спиральных пружин из ста-
ли
марки
52CrMoV4
по
стандар-
ту DIN EN 10089 создает вращаю-
щий момент, который с помощью
пары блоков переменного радиуса.
Рис. 1. Традиционный грузовой
компенсатор
Рис. 2. Принцип действия пружинного
компенсатора
закрепленных на этой же оси, пре-
образует этот момент в постоянную
силу натяжения. Эта сила с помо-
щью двух тросов и объединяющего
их коромысла передается на соот-
ветствующий провод или подвеску.
На рис. 2 показан принцип дей-
ствия пружинного компенсатора. С
увеличением угла поворота увели-
чивается момент вращения, разви-
ваемый пружиной. Этот растущий
момент компенсируется за счет уве-
личения радиуса блоков, к которым
подведен соответствующий провод
или подвеска. Благодаря этому си-
ла их натяжения остается неизмен-
ной. Интегрированный в устройство
механический стопор ограничивает
ход пружины, предохраняя компен-
сатор от повреждений, например, в
случае аварии на контактной сети.
Между силой натяжения прово-
да F, величиной момента, развивае-
мого пружиной М, и переменным
радиусом блоков
R
обеспечивается
соотношение
F = M /R =
const.
Компенсаторы
выпускают
в
расчете
на
разную
длину
анкер-
ных участков, для разных темпе-
ратурных диапазонов. Кроме того,
они подразделяются на несколько
классов по величине силы натяже-
ния: 10,12 и 20 кН.
Разработаны детали крепления
разных типов:
для установки
но-
вого компенсатора на опорах всех
типов, искусственных сооружени-
ях, стенках и сводах тоннелей. На
рис. 3 показан компенсатор, смон-
тированный на металлической опо-
ре контактной сети.
Параметры компенсатора отра-
жены в его обозначении. Так, мо-
дель TRC+ 750/1000 —это пружин-
ный
компенсатор,
рассчитанный
на
величину
удлинения
провода
750мм и обеспечивающий силу на-
тяжения 1000кг (примерно 10 кН).
Монтаж
Для монтажа пружинного ком-
пенсатора
применяется
тот
же
набор
инструментов,
которым
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
51
предыдущая страница 52 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 54 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст