Три основных класса продукции и характерные для них закономерности
Показатель
Класс продукции
Продукция массового спроса
Промышленные управляющие
устройства
Инфраструктурное
оборудование
Примеры изделий
Персональ
н
ые
ком
11
ьютеры,
телеком му
н
и ка ции, развлека -
тельная электроника, общее
программное обеспечение
Ста н к и, н рогра м м ируе м ы е
контроллеры, управляющие
устройства, автомобили
Железнодорожные устройства,
электростанции, сети электро-
снабжения. коммунальное хо-
зяйство
Типичный усредненный срок
службы, годы
2 -1 0
6 -1 5
25 - 60
Средняя доступность на рынке
после приобретения, годы
1
-4
2 -1 0
5 -2 0
Цикл инноваций, стабиль-
ность технических требований
к интерфейсам
Очень короткий, обычно ме-
нее 5 лет
Средний, обычно менее 10 лет
Длинный, обычно более 20 лет
Стратегия противодействия
старению
Отсутствует, возможна допол-
нительная гарантия для про-
дукции массового спроса
1
Поставка запасных частей
вплоть до даты «последней по-
купки»
Должна учитываться уже при
проектировании
приобретении нового изделия, а не
в ремонте старого. Современные ис-
следования показывают, что более
75% изделий в сфере потребитель-
ской электроники заменяют новы-
ми, хотя срок их службы по техни-
ческим характеристикам еще дале-
ко не исчерпан. Это подтверждает
и предлагаемая в некоторых случа-
ях дополнительная гарантия, пред-
усматривающая
замену на
новое
устройство в случае обнаружения
дефекта в купленном изделии.
Совсем иначе ведут себя конеч-
ные потребители продукции
в т о -
рого кла сса —
промышленных уста-
новок, поскольку их выбор должен
быть подчинен требованиям амор-
тизации и экономической эффек-
тивности. Типичный средний срок
службы для продукции этого клас-
са составляет примерно 12 лет (см.
таблицу), а доступность на рынке
запчастей, соместимых по электри-
ческим контактам, —
в течение при-
мерно 10 лет после приобретения
новой установки. Поэтому целесо-
образно закупать продукцию вско-
ре после ее появления на рынке, так
как в этом случае можно рассчиты-
вать на долгосрочную (до 20 лет)
доступность запасных частей. Те
же,
кто
закупает
устройства,
ко-
торые выпускаются уже длитель-
ное время, рискуют вскоре столк-
нуться
с
проблемой
их устарева-
ния, поскольку срок доступности
запчастей может оказаться
коро-
че запланированного срока служ-
бы устройства.
Типичной стратегией
противо-
действия
устареванию
устройств
является приобретение запчастей
до прекращения их производства.
При
этом
пользователь,
своевре-
менно получивший от поставщика
информацию о сроке прекращения
поставок (last buy), определяет, как
долго он намерен эксплуатировать
устройство и какова будет частота
отказов отдельных компонентов в
течение оставшегося срока службы.
Частота отказов меняется в течение
срока службы, несколько увеличи-
ваясь к концу жизненного цикла.
Поэтому пользователь должен по-
заботиться о дополнительных зап-
частях. Расчеты, выполняемые пе-
ред последней закупкой, связаны с
большими сложностями, посколь-
ку в устройстве могут быть исполь-
зованы разные технологии (напри-
мер. реле и электроника) и часто-
та отказов зависит, с одной стороны,
от числа срабатываний, а с другой —
от длительности работы.
К
продукции
т рет ьего
к ла сса
относятся устройства, входящие в
состав объектов инфраструктуры,
рассчитанных на длительный срок
службы, который значительно пре-
вышает
срок
службы
отдельных
компонентов.
Инвестиции
в
эти
устройства при
новом
строитель-
стве, как правило, намного превы-
шают стоимость компонентов, под-
верженных устареванию. Из этого
следует,
что
при
возникновении
проблемы устаревания замена от-
дельного компонента может потре-
бовать расходов,
которые намно-
го выше, чем начальная стоимость
исходного
блока.
Примером
мо-
жет служить инженерное оборудо-
вание зданий: использованная при
строительстве
проприетарная
си-
стема шин для управления освеще-
нием и кондиционированием воз-
духа более не производится, а зап-
части недоступны. Из соображений
совместимости замены требуют все
коммутирующие
устройства,
что
выливается в значительные расхо-
ды и
требует выполнения большого
объема монтажных работ. Анало-
гичная проблема возникает в сфере
44
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
предыдущая страница 45 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 47 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст