депо и в тоннелях. Кроме того,
Л О -
КО М О ТИ В
отличается пониженным
уровнем
шума при работе как от
аккумуляторной батареи, так и от
дизель-генератора.
Немаловажное значение имеет и
совместимость. Несколько локомо-
тивов НЗ различных версий способ-
ны работать по системе многих еди-
ниц в разных режимах под управ-
лением одного машиниста. Так, го-
ловной
локомотив
может
вести
поезд с работающим дизелем, в то
время как второй локомотив будет
работать в режиме гибридного или
только от аккумуляторной батареи.
Потребность в таких локомоти-
вах может быть довольно сущест-
венной. В Европе эксплуатируют-
ся около 3000 тепловозов мощно-
стью до
1000 кВт.
Многие из них
имеют значительный возраст и ну-
ждаются в замене. В условиях ро-
ста цен на энергоносители и ужесто-
чения ограничений по уровню шу-
ма и содержанию углекислого газа
в выхлопных газах конструктивная
платформа НЗ имеет неплохой по-
тенциал. В то же время спрос на от-
носительно
мощные
маневровые
тепловозы снижается.
В июле 2012 г. представители
компаний Volkswagen и Aistom под-
писали соглашение о намерениях, в
соответствии с которым будут по-
строены четыре
гибридных локо-
мотива НЗ. С 2014 г. предполагает-
ся начать их эксплуатацию на заво-
де в Вольфсбурге.
Использование солнечной
энергии
В Нидерландах компания Struk-
ton Rail Equipment, дочерняя ком-
пании —
оператора инфраструктуры
Strukton Rail, начала эксперименты
по применению солнечной энергии
на подвижном составе железнодо-
рожного транспорта. Разработана
концепция использования солнеч-
ных батарей на локомотивах.
Для
проведения
испытаний
был выбран построенный в 1963 г.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
компанией
Deutz
четырехосный
тепловоз серии 1200ВВМ, получив-
ший название Janine (эксплуатируе-
мым Strukton Rail локомотивам тра-
диционно присваиваются женские
имена, их вместе с номером пишут
на капоте), мощностью 808кВт с
кабиной управления, расположен-
ной в центральной части капотно-
го кузова. Солнечная батарея уста-
новлена на капоте тепловоза таким
образом, чтобы дым из выхлопной
трубы не закрывал солнечный свет,
что могло бы повлиять на ее работу
(рис. 4 и 5). Размеры солнечной ба-
тареи 1920x990x50 мм, мощность —
280 Вт при напряжении 24 В.
Имеется несколько веских при-
чин
для
исследования
возможно-
стей применения солнечной энер-
гии па локомотивах. Экологические
Рис. 4. Солнечная батарея, установленная
на капоте тепловоза Janine
проблемы приобретают все боль-
шее значение, в том
числе на же-
лезнодорожном транспорте. Эконо-
мия энергии и отсутствие вредных
воздействий па окружающую сре-
ду становятся важными факторами,
пренебрежение
которыми
может
снизить шансы на получение новых
контрактов. Компания Strukton Rail
рассматривает улучшение экологи-
ческих характеристик как путь к по-
вышению эффективности исполь-
зования энергии и сокращению рас-
ходов, а испытания солнечных ба-
тарей —
как новый шаг на этом пути.
Целью испытаний была оценка
сокращения эмиссии углекислого
газа, уменьшения расхода топлива,
снижения
уровня
шума,
повыше-
ния надежности и эксплуатацион-
ной готовности.
Еще до полного завершения ис-
пытаний выявились несомненные
достоинства
новой
технологии.
Улучшены показатели эксплуатаци-
онной готовности. Локомотив при-
меняется для выполнения работ по
текущему содержанию инфраструк-
туры, т.е. нерегулярно. Это значит,
что, пока локомотив не использу-
ется,
аккумуляторы
разряжают-
ся. При наличии солнечных бата-
рей аккумуляторы могут постоян-
но подзаряжаться. Испытания были
Рис. 5. Тепловоз Janine, эксплуатируемый компанией Strukton Rail
35
предыдущая страница 36 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 38 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст