Рыночно
е
ценообразование
в высокоскоростных
сообщениях
Сравнение принципов определения провозной платы на в ы со -
коскоростны х линиях ряда европейских стран, Китая и Японии
показы вает, насколько эф ф ективны м м ож ет бы ть прим енение
ры ночны х принципов с точки зрения увеличения населенности
поездов и повы ш ения доходов от перевозок.
Железные дороги
Китая
(СИ)
вышли в лидеры среди стран с вы-
сокоскоростными
железнодорож-
ными сообщениями, организовав
на магистрали Ухань - Гуанчжоу
движение поездов с максимальной
скоростью 350км/ч (рис. 1). Одна-
ко на других линиях СИ скорость
ограничена 300 км/ч из соображе-
ний
сокращения
эксплуатацион-
ных расходов, хотя в будущем дви-
жение с более высокой скоростью
не исключено.
Китай —
далеко не первая стра-
на мира, построившая высокоско-
ростные линии, и далеко не первая.
решающая дилемму выбора макси-
мальной скорости, по мере роста
которой экспоненциально
растут
износ пути и потребление энергии.
Характерная для Китая пробле-
ма состоит в том, что СИ плату за
проезд в высокоскоростных поез-
дах все еще определяют по тари-
фам, учитывающим только расстоя-
ние поездки. В других странах, на-
пример во Франции и Великобрита-
нии, операторы ориентируются на
рыночные принципы, взимая более
высокую плату за проезд в часы пик
или за билеты без конкретной да-
ты, которые дают возможность ме-
нять планы поездки буквально в по-
следнюю минуту. Намного дешевле
поездка обходится тем, кто покупа-
ет билеты заранее или без права на
возврат, и тем, кто путешествует вне
часов пик.
Мировой опыт показывает, что
рыночные принципы привлекают
намного больше пассажиров, спо-
собствуют росту доходов и сокра-
щению
потребности в субсидиях.
?*
V
Рис. 1. Высокоскоростные электропоезда на линии Ухань —
Гуанчжоу
14
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2012, № 12
предыдущая страница 15 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн следующая страница 17 Железные дороги мира 2012 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст