ШЛИФОВАНИЕ РЕЛЬСОВ
Превентивное
шлифование
р е л ь со в
для
сн и ж ен и я
ур о в н я
ш ум а
С помощью шлифования поверхности катания рельсов можно
устранять ее дефекты,
влияющие на уровень шума,
излучае-
мого при качении колеса по рельсу. Философия превентивной
обработки рельсов,
включающая также фрезерование и стро -
гание,
направлена на то, чтобы устранять не дефекты поверх-
ности катания, а причины их появления. Из всех существующих
способов шлифования наиболее эффективным зарекомендо-
вал себя вибрационный метод.
Руководствуясь принципом пре-
вентивной обработки, можно рас-
сматривать ее целесообразность по
таким
критериям, как устранение
причин
возникновения
усталост-
ных явлений на поверхности ката-
ния типа выкрашиваний, исключе-
ние возможности появления дефек-
тов продольного профиля рельса,
например,
в
виде
волнообразно-
го износа или дефектов с большой
длиной волны, а также предотвра-
щение изменения поперечного про-
филя головки рельса.
Основными
моментами
в
дан-
ном вопросе являются превентив-
ная
обработка
рельсов
с
целью
предотвращения усталостных явле-
ний на поверхности катания. Пре-
вентивная обработка позволяет бо-
лее эффективно использовать рель-
сы. Приведенные на рис. 1 кривые
демонстрируют значительные раз-
личия
между
обычным
способом
обработки,
когда
замена
рельса
предусматривается только в случае
обнаружения дефектов, грозящих
его разрушением, и превентивной
обработкой,
предусматривающей
периодическое снятие слоя металла
толщиной, например, 0,3 мм.
Сле-
дует отметить, что в первом случае
возможность обнаружения дефек-
та ограничивается точностью при-
меняемых методов дефектоскопии.
Согласно приведенным кривым,
превентивно обработанный рельс
способен выдержать значительно
более
высокие
эксплуатацион-
ные нагрузки, чем обработанный
по обычным методикам или вооб-
ще
необработанный.
Превентив-
ную обработку рельсов следует на-
чинать не слишком поздно, но и не
слишком рано. В широком смысле
следует различать два уровня каче-
ства такой обработки:
• устранение дефектов непосред-
ственно на стадии их возникнове-
ния. Для этого можно использовать
достаточно мощные шлифовальные
машины с вращающимся рабочим
инструментом,
которые
выполня-
ют работу в один или два прохода:
• в зависимости от заданной
ве-
личины слоя снятия металла при-
меняются
способы
шлифования,
фрезерования или строгания. Гра-
ницы применения каждого из этих
способов
строго
не
установлены
и могут быть уточнены в соответ-
ствии
с
технико-экономически-
ми критериями. Применение этих
способов предотвращает необходи-
мость в выделении участков огра-
ничения скорости и исключает воз-
можность преждевременной заме-
ны рельсов.
В
июне
2009
г.
на
одном
из
участков в районе станции Хоккен-
хайм за два прохода шлифовально-
го поезда Ив 48 с рельсов был снят
слой
металла
толщиной
0,37 мм.
Продольный и поперечный профи-
ли
головки
были проконтролиро-
ваны и приведены в соответствие с
нормами.
Шероховатость поверх-
ности катания рельсов после про-
пуска нескольких поездов состави-
ла 4 мкм. В зависимости от длины
обрабатываемого участка произво-
дительность выполнения работ до-
стигала более 4000 м/ч.
Практическая применимость ме-
тода превентивной обработки рель-
сов в январе 2010 г. была еще раз про-
верена на участке Кёльн —
Франк-
фурт-на-Майне.
Если усталостные
дефекты
на
поверхности
катания
и
П о езд н а я н а гр узк а , млн т (б р у тто )
16
21
26
31
36
41
46
51
56
61
Рис. 1. Рост трещин при превентивной обработке рельсов и без нее:
1 -4 —
семейство кривых роста трещины при превентивной обработке рельсов: 5—
рост
трещины без превентивной обработки: А —
замена рельса по достижении предельного из-
носа: Б —
замена рельса в связи с ограниченными возможностями методов дефектоскопии
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 12
63
предыдущая страница 64 Железные дороги мира 2011 12 читать онлайн следующая страница 66 Железные дороги мира 2011 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст