Ж ЕЛЕЗНЫ Е ДОРОГИ ШВЕЦИИ
Швеция:
эффективность
и
надежность
транспортной сети
В 2010 г. правительство Швеции передало функции управления
четырех действовавш их в стране транспортных адм инистра-
ций одной с целью оптимального использования имеющейся
инфраструктуры
и
более
полной
интеграции
разных
видов
транспорта.
Швеция
занимает
обширную
территорию,
протянувшуюся
на
1800 км от Истада на юге до Киру-
ны
на
севере,
но
численность
на-
селения не превышает 9,3 млн чел.
Большинство жителей страны жи-
вут в южных районах, причем в ос-
новном в зонах тяготения к круп-
ным
городам.
Несмотря
на
боль-
шую площадь и низкую плотность
населения,
Швеция
располагает
развитой транспортной системой,
сформированной 100 тыс. км госу-
дарственных автомобильных и по-
рядка 12 тыс. км государственных
железных дорог, дополненных ав-
томобильными дорогами собствен-
ности
местных
администраций
и
частными, открытыми для общего
пользования.
При
всем
этом
национальная
транспортная инфраструктура стал-
кивается с теми же вызовами, что и
в других странах Европы и мира, —
ростом спроса на услуги как в пас-
сажирских, так и в грузовых пере-
возках. В Швеции только на желез-
ных дорогах пассажирооборот вы-
рос на 50% с 1995 по 2010 г., объем
грузовых перевозок увеличился на
20-30% .
Хотя
население
Швеции
неве-
лико, на
карте Европы эта страна
занимает значительную
площадь,
что усложняет задачи выбора путей
развития
транспортной
инфра-
структуры и ее текущего содержа-
ния.
На
национальном уровне за-
дача состоит в создании интегриро-
ванной системы, которая координи-
ровала бы деятельность всех видов
транспорта и гарантировала им рав-
ные условия конкуренции.
Сеть железных дорог в Швеции
является
одной
из самых либера-
лизованных в мире, на ней работа-
ют более 40 операторов пассажир-
ских и грузовых сообщений. Даль-
нейшее расширение рынка связыва-
ется с повышением платы за доступ
к инфраструктуре, чтобы финанси-
ровать новые проекты и текущее со-
держание. Внимания требует созда-
ние наземных и морских транспорт-
ных коридоров, усиливающих инте-
грацию в границах ЕС.
Шведский рынок труда в значи-
тельной степени зависит от мобиль-
ности населения. Активно развива-
ются такие сферы, как электронная
и
фармацевтическая
промышлен-
ность,
производственные
центры
концентрированно размещаются в
крупных
городах,
где предлагает-
ся большая часть рабочих мест. Но
возможности метрополий в плане
предоставления жилья весьма огра-
ниченны. Все больше граждан зави-
сят от безопасного и эффективного
транспорта для поездок на работу и
в обратном направлении. Инвести-
ции в железнодорожный транспорт
стратегически важны для пригород-
ных сообщений.
Шведский
внутренний
рынок
невелик,
поэтому
национальные
компании зависимы от экспорта. В
пределах страны порядка 25% пере-
возок грузов приходится на желез-
ные дороги, остальное —
на автомо-
бильные. Однако все большее чис-
ло компаний отдают предпочтение
рельсовому транспорту, в том чис-
ле по причинам экологического ха-
рактера. Решающую роль в перера-
ботке потоков экспорта и импорта
играют морские порты, через них
проходит 95% грузов в обоих на-
правлениях и только 5% транспор-
тируется по пересекающим грани-
цы автомобильным и железным до-
рогам. Этим фактором обусловле-
на потребность в хорошо развитых
связях внутренних районов страны
с портами.
Единая транспортная
администрация
Швеция более открыта для ре-
форм, чем другие европейские стра-
ны. В 1980-х годах отделение функ-
ций управления инфраструктурой
от перевозочной деятельности ста-
ло прецедентом для либерализации
железных дорог в Европе. В апре-
ле 2010 г. шведское правительство
реализовало
очередной
этап
ре-
формы —
транспортной админист-
рации ТгаАкуегкеГ переданы права
собственности и ответственность за
эксплуатацию и текущее содержа-
ние сети автомобильных и желез-
ных дорог, а также за планирова-
ние развития всех видов транспор-
та, включая морской и воздушный.
Уже
можно
сказать,
что
этот
подход интегрированного планиро-
вания себя оправдывает. Вместо об-
суждений проблем по разным видам
транспорта внимание теперь фоку-
сируется
на
развитии
транспорт-
ной сети в целом в зависимости от
потребностей пользователей —
как
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 12
предыдущая страница 25 Железные дороги мира 2011 12 читать онлайн следующая страница 27 Железные дороги мира 2011 12 читать онлайн Домой Выключить/включить текст