рельса, если в точке контакта коле-
са
с
рельсом
возникнут
повыш ен-
ные
динамические
нагрузки
тан -
генциального направления
(вдоль
и/или поперек), связанные, напри-
мер, со скачками жесткости верхне-
го строения пути.
Статистика дефектов
на
ж елез-
ных дорогах разных стран показы-
вает,
что
больш ая
часть
отбрако-
вываемых рельсов имеет дефекты
рассматриваемого вида. По другим
видам дефектов отбраковка значи-
тельно
меньшая.
Найти
решение,
основываю щ ееся
на
использова-
нии новой улучшенной стали, пока
невозможно. На сегодняшний день
также не существует методики экс-
периментального
исследования
в
лабораторных условиях
процесса
зарождения дефекта данного вида.
П редотвратить
развитие
заро-
дившегося дефекта в пологих кри-
вых и на прямолинейных участках
можно лишь путем превентивного
шлифования рельсов.
Волнообразный износ
при проскальзываниях
и образование рифлей
Этот вид износа
вызывает вол-
нистость
поверхности
катания
рельса,
что,
с
одной
стороны,
по-
вышает
шум
и
вибрации,
а
с дру-
го й —динамические нагрузки, при-
водящие
к
ускоренной
усталости
всех компонентов пути. На возник-
новение этих дефектов влияют два
важнейш их
свойства
материала.
Речь идет о сопротивлении износу
и устойчивости к пластическим де-
формациям.
С теоретической точ-
ки зрения это вполне логично, по-
тому что,
например,
повышенная
твердость стали позволяет получить
определенные преимущества. В свя-
зи с этим можно утверждать, что на
рельсах
с
закаленной
поверхно-
стью катания возникновение риф-
лей
и
волн
проскальзывания
про-
исходит медленнее и глубина их на
3 0 -5 0 % меньше, чем на рельсах из
стали марки К260.
Затраты жизненного цикла
как инициирующий фактор
новых разработок
В течение последних 10 лет поч-
ти все железные дороги Европы за-
нимались
вопросами
затрат
ж из-
ненного
цикла
инфраструктуры
с
целью оптимизации расходов на ее
текущее
содержание.
В
больш ин-
стве случаев, однако, было доказано,
что из всех затрат на путь средства,
необходимые для текущего содер-
жания
пути,
составляют лишь
ма-
лую долю. Основные затраты идут
на различные виды закупок. Недо-
оцененный фактор, определяющий
увеличение издержек, —
это затраты
на
преодоление
факторов,
услож -
няющих процесс эксплуатации. Рас-
считать их достаточно сложно, про-
ще ориентировочно оценить.
В пассажирских перевозках опо-
здания поездов, связанные с дефек-
тами
инфраструктуры,
вызываю т
недовольство клиентуры и ведут к
убыткам
по возмещению
пассажи-
рам ущерба, т. е.,
в
конечном
ито-
ге,
к
сокращению
доходов
ж елез-
ной дороги.
Исходя из этой струк-
туры расходов, можно определить
критерии, дающие представление о
том значении, которое имеют разра-
ботка новых и усовершенствование
применяемых компонентов. Упоми-
навшиеся ранее затраты на закупки
можно снизить, если увеличить срок
службы
компонентов
пути.
Этого
можно добиться, используя долго-
вечные компоненты и одновремен-
но проводя необходимые мероприя-
тия по текущему содержанию пути.
Ф акторы ,
которы е
вы зы ваю т
ослож нения
эксплуатационного
процесса, могут быть самыми раз-
нообразны ми.
Наиболее
негатив-
ные — это непредвиденные случаи
выхода
из
строя
компонентов
си-
стемы.
Неполадки
следует
устра-
нять
путем
принятия
срочны х
мер, чтобы движение поездов
бы -
ло восстановлено как можно скорее.
Окончательные исправления могут
быть предприняты позднее.
На
инфраструктуре реализую т-
ся также такие меры, как осмотры
или работы
по текущему содержа-
нию пути. Это плановые и
прием-
лемые по стоимости работы, одна-
ко чем
меньше будет потребность
в них, тем выше окажется степень
использования
линий.
Здесь
н а-
дежность каждого компонента
иг-
рает решающую роль. Ее можно по-
высить за счет правильной страте-
гии применяемой системы текуще-
го содержания, когда компоненты
своевременно,
т. е.
до
появления
критических
повреждений,
будут
отремонтированы
или
заменены.
Заблаговременные меры по техни-
ческому содержанию вместо ремон-
тов позволят удлинить срок службы
компонентов.
Другим
потенциалом
сокращ е-
ния расходов можно считать регу-
лирование затрат, связанных с про-
ведением осмотров и профилакти-
ческих работ. Чем короче затрачи-
ваемое на них время и чем больше
интервалы между ними, тем более
эффективно используется путевая
инфраструктура.
Поводя итоги, можно выделить
четыре критерия:
• увеличение срока службы;
• высокая степень надежности;
• низкий уровень расходов на те-
кущее содержание;
• простота
восстановления рабо-
тоспособности.
При
разработке
новых
марок
рельсовых
сталей
в течение деся-
тилетий
во главу угла ставили
по-
выш ение
сопротивления
износу.
Критическими
зонами
считались
практически
только
кривы е
м а-
лого радиуса,
которых
нельзя бы -
ло избежать при прокладке трассы.
Однако в последние 20 лет в евро-
пейских
системах
смешанных
пе-
ревозок на
первое место все боль-
ше
выходят усталостные
явления
в зоне
контакта
колеса
с рельсом,
как важнейший фактор, определяю-
щий увеличение издержек. Во мно-
гих случаях приходится идти на за-
мену рельсов, которые были почти
70
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
предыдущая страница 71 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 73 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст