Высокопрочные
рельсовые
стали
для
городских
транспортных сетей
Линии
тр ам вая
и
м етрополи тен а
им ею т
ряд сущ ественны х
отличий от магистральны х линий, поэтому используем ы е в об-
ласти инфраструктуры технологии требую т глубокого анализа.
В месте с тем значительная часть данных, получаемых в ходе
исследований, которые проводятся на магистральных линиях,
мож ет быть с успехом использована и для систем городского
рельсового транспорта.
М атериально-техническое снаб-
жение
железных
дорог
базирует-
ся
на
европейских стандартах,
ко-
торые
позволяю т
комбинировать
компоненты
с различными
харак-
теристиками в одной путевой систе-
ме. Окончательное решение по это-
му вопросу должна принимать ком-
пания — оператор инфраструктуры.
Проводившиеся в последние годы
исследования структуры затрат на
инфраструктуру
показали,
что
от
выбора
компонентов зависит уро-
вень дальнейших расходов на теку-
щее содержание пути.
Основные требования к пути
и его компонентам
Требования к компонентам ж е-
лезнодорожного
пути отражены
в
спецификациях на каждый продукт.
Как
правило,
отраж аю тся
м ини-
мальные требования
к определен-
ным свойствам, которые изготови-
тель должен
проверять и
гаранти-
ровать стабильность и надежность
качественных
показателей.
В
те-
чение двух последних десятилетий
были
разработаны
только два
ев-
ропейских стандарта на рельсы для
городских сетей, а именно ЕЫ13674
для рельсов Виньоля и ЕЫ14811 для
желобчатых трамвайных
рельсов.
Такая
длительная
процедура
раз-
работки стандартов связана с тем,
что в Европе существуют различные
спецификации, в основе больш ин-
ства
которых лежат обязательные
нормативы МСЖД (М СЖД860-У).
Кроме того, в рабочих группах, раз-
рабатывавших стандарт, возникали
длительные дискуссии, целью кото-
рых было принятие компромиссно-
го решения
в отношении требова-
ний
к
качеству рельсов.
Стандарт
ЕЫ13674 на рельсы
Виньоля и от-
носящиеся
к
ним
компоненты
со-
стоит из четырех частей:
• рельсы массой от 46 кг/м;
• контррельсы;
• рельсы массой от 27 до 46 кг/м.
• рельсы для стрелочных перево-
дов и крестовин, которые уклады-
вают вместе с рельсами Виньоля от
46 кг/м;
Стандарт
ЕЫ14811
состоит
из
одного
раздела,
в
котором
содер-
жатся данные как о профиле трам-
вайных
рельсов,
так
и
об
относя-
щихся
к
ним
элементах
конструк-
ции пути.
В
обоих
стандартах
содерж ат-
ся
спецификации
свойств
рельсо-
вых сталей всех марок, поперечные
сечения
рельсов,
геометрические
требования
к
их
прям олинейно-
сти,
плоскостности
и
качеству по-
верхности катания, важному с точ-
ки зрения безопасности движения.
Большое значение имеет также тре-
бование
отсутствия
критических
внутренних дефектов. Марки стали
обозначены в соответствии с задан-
ной минимальной твердостью. Так,
стандартизированная по МСЖД860
сталь
марки
900А
в
европейском
стандарте
Е1Ч13674
обозн ачает-
ся как К260. Сталь, применяющая-
ся для трамвайных рельсов и ранее
по
нормативам
Союза
транспорт-
ных предприятий Германии (УЭУ)
имевшая обозначение 8700, в евро-
стандарте
ЕЫ14811
получила
обо-
значение Я200.
В новых стандартах планируется
задавать определенные технологии
производства
сталей,
что
раньше
никогда
не
практиковалось.
Этот
путь был
выбран для того, чтобы
гарантировать определенные свой-
ства конечного продукта и сделать
ненужными дорогостоящ ие
испы-
тания,
применяю щ иеся
для
под-
тверждения заданных свойств. В ка-
честве примера можно назвать обя-
зательное
использование
вакуум-
ной дегазации расплава рельсовой
стали,
которая
позволяет удалять
из
него
водород,
могущий
в даль-
нейшем стать причиной возникно-
вения микротрещин. Для контроля
их возникновения в эксплуатации
приходится
проводить
с
интерва-
лом в 2 - 3 недели ультразвуковые
испытания рельсов.
Несмотря на то что первая часть
стандарта
ЕЫ13674
была
опубли-
кована еще в 2003 г., оба норматив-
ных документа отредактированы и
проверены лишь в 2010 г. Это по-
зволило учесть
современный
уро-
вень развития техники, в большой
степени
определяю щ ий
качество
и свойства рельсовых сталей. Эти
два
стандарта
стали
важной
осно-
вой
для
разработки
других
евро-
пейских норм.
В
новых
стандартах даны
ком-
бинации профилей рельса и марок
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
67
предыдущая страница 68 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 70 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст