Стратегия
создания
энергоэффективного
и
экологичного тягового
привода
С овременные технические средства позволяю т сгладить про-
тиворечия между повыш ением эф ф ективности энергопотреб-
ления и сниж ением вы броса
вредны х вещ еств дви гателям и ,
прим еняем ы м и
для
ж елезн одорож ной
тяги.
С
этой
целью
соверш енствую т конструкцию д и зел ей , оптимизируя процесс
сжигания топлива, обрабаты ваю т выхлопные газы с целью сни-
жения вредных выбросов, более избирательно подходят к виду
топлива, внедряю т гибридные схемы приводов.
Основные требования
к дизельному приводу
Функциональные возможности
и эффективность работы современ-
ных приводов всех типов можно по-
высить путем тщательного согла-
сования
взаимодействия электри-
ческих и механических компонен-
тов. Это относится как к системам
привода промышленного оборудо-
вания, так и к тяговым приводам
транспортных средств. Желаемых
характеристик привода достигают,
применяя инновационные концеп-
ции двигателей, внедряя компакт-
ные устройства
силовой электро-
ники, оптимизированные механи-
ческие компоненты, современные
датчики и измерительные средства.
В ближайшие годы продолжится
рост объемов перевозок. По оцен-
кам Европейского агентства охраны
окружающей среды, выбросы угле-
кислого газа на транспорте в одном
только
Европейском
союзе
в
пе-
риод с 1990 по 2008 г. возросли на
24%. Вместе с тем поставлена цель
к 2020 г. снизить объем этих выбро-
сов. Таким образом,
вредное воз-
действие транспорта на окружаю-
щую среду следует уменьшать, но в
то же время гарантированно обес-
печивать мобильность населения и
возможность перемещения грузов.
По расходу топлива дизель яв-
ляется самым экономичным двига-
телем, и поэтому именно для него
нужно разрабатывать меры по сни-
жению
выбросов СО.,.
При
созда-
нии новых тяговых дизелей наряду
с требованиями по снижению вред-
ных выбросов необходимо учиты-
вать ценовое давление и важность
экономии энергоресурсов. К дизель-
ным двигателям для железнодорож-
ного подвижного состава предъяв-
ляют следующие требования:
• простота и прочность конструк-
ции;
• длительный срок службы, на-
дежность и высокая эксплуатацион-
ная готовность;
• максимальная
мощность при
минимальном расходе топлива;
• номинальная
мощность
при
низкой частоте вращения;
• работоспособность даже
при
низком качестве топлива и масла;
• обеспечение разных способов
отбора
мощности
для
вспомога-
тельного оборудования;
• гибкая конструкция с модуль-
ными элементами;
• длительные интервалы техни-
ческого обслуживания и простота
текущего содержания;
• низкие
расходы
жизненного
цикла;
• обеспечение требуемых харак-
теристик в режиме холодного пуска;
низкий
уровень
шума
и
вибраций.
Продуманное
сочетание
высо-
коэффективного сжигания топли-
ва и оптимальной очистки отрабо-
тавших газов при любых условиях
эксплуатации —
обязательное усло-
вие, которое должно соблюдаться
при
разработке современного ди-
зеля. В дальнейшем на процесс со-
здания дизелей все большее влия-
ние
будут
оказывать
ужесточаю-
щиеся требования экологического
законодательства.
Наряду с совершенствованием
дизелей большую роль будет так-
же играть гибридизация железно-
дорожного тягового привода.
В настоящее время применяют
две стратегии, способствующие со-
блюдению требуемых предельных
норм по выбросу вредных веществ.
В соответствии с первой из них сам
двигатель оптимизируют на мини-
мальный выброс частиц сажи, а с
помощью системы внешней очист-
ки
снижают содержание
окислов
азота (ЫОх) в отработавших газах.
Этот вариант является оптималь-
ным в отношении расхода топлива.
Вторая стратегия сводится к мини-
мизации окислов азота и последую-
щему снижению выбросов частиц
сажи с помощью внешнего фильтра
фРЕ). Поскольку по мере ужесто-
чения требований к выбросам этих
мер становится недостаточно, при-
ходится использовать комбиниро-
ванные системы.
На
дизели,
которыми
оснаща-
ется новый или модернизируемый
подвижной
состав,
распространя-
ется действие все более строгих за-
конодательных
норм
в
отноше-
нии
вредных
выбросов
(ступени
ЕС ША с 2005 по 2009 г. и ЕС ШВ с
2011 по 2012 г.). Чтобы выполнить
48
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011 ,№ 11
предыдущая страница 49 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 51 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст