Методика оценки
В ходе предпринятой попытки
оценить удобство поездок все фак-
торы влияния учтены по 10-балль-
ной шкале, а их весовые коэффи-
циенты применены для того, что-
бы каждый фактор получил оценку,
соответствующую его значимости
(табл. 3). Общую оценку в 100 бал-
лов мог бы получить поезд, совер-
шенный со всех точек зрения.
Некоторые
оценки
субъектив-
ны, и их можно оспаривать, но бо-
лее важным является принципиаль-
ный подход к необходимости поис-
ка способов измерения и оценки по-
казателей комфорта.
В табл.
3
приведена
информа-
ция далеко не по всем поездам, об-
служивающим междугородные со-
общения на современных железных
дорогах Великобритании, но все же
выборка весьма представительная.
Более полные сведения приведены
на сайте (www.whamart.co.uk/inter-
est.htm).
Неожиданные результаты
В некоторых случаях результа-
ты оценки оказались неожиданны-
ми. Так, рельсовый автобус типа
Pacer получил более высокую оцен-
ку, чем ожидалось, а дизель-поезд
серии 180 —
более низкую, хотя он
и превзошел близкие к нему дизель-
поезда типа Voyager. При том что
электропоезд серии
323
получил
довольно высокую общую оценку,
был отмечен плохой уход за обору-
дованием интерьеров вагонов.
Электропоезд
серии
350
про-
извел хорошее впечатление, за ис-
ключением шума от установок кон-
диционирования
воздуха.
Приме-
чательно, что новый электропоезд
серии 395 отличается даже более
высоким шумовым фоном, но зато,
если в начальный период эксплуа-
тации этот поезд по плавности хо-
да оценивался в 5 баллов, после мо-
дернизации эта оценка возросла до
9 баллов, поэтому можно считать
модернизацию удачной.
Использование такой балльной
системы представляется проблема-
тичным,
когда
поезда
строят для
разных рынков. Например, интерь-
ер салонов нового электропоезда се-
рии 378 (рис. 5), эксплуатируемого
на линии East London, в базовом ва-
рианте скомпонован по образцу по-
ездов метрополитена с продольными
сиденьями вдоль боковых стенок и
достаточным пространством для пас-
сажиров, едущих стоя. Однако 4-ча-
совая поездка на жестких сиденьях
этого поезда вряд ли порадует пас-
сажиров междугородных сообщений.
Представляется закономерным
малое число баллов, присужденных
дизель-поездам типа
Voyager,
хо-
тя компания-оператор Arriva при-
держивается другого
мнения.
Од-
нако соотношение показателей це-
на/качество говорит само за себя:
на маршруте Дерби —
Саутгемптон
разница в стоимости билетов пер-
вого
и
второго класса составляет
75 ф. ст., разница в комфорте —
бо-
лее широкие кресла и бисквиты.
Оценка изменений
Таким
образом,
комфорт
име-
ет свою цену, и, возможно, прихо-
дит время привлечения на желез-
ные дороги новых пассажиров, по-
этому необходимо начинать анали-
зировать возможный рост доходов
и
средства,
которыми
его
можно
получить. Для
проверки правиль-
ности предложенного подхода до-
пустим, что в вагонах дизель-поез-
да типа Voyager изменили конструк-
цию потолка, снизили уровень шу-
ма,
увеличили
пространство
для
багажа: кроме того, комфортабель-
ные кресла с более тонкими и низ-
кими
спинками установили
груп-
пами в соответствии с шагом окон
(правда, потеряв при этом четыре
места для сидения). За счет этих мер
общая оценка поезда повысилась с
39,3 до 77,5, т. е. на 38,2 балла.
Рис. 5. Интерьер вагона электропоезда
серии 378
Напомним, что 3 балла эквива-
лентны
1% прироста доходов, по-
этому, несмотря на потери в пасса-
жировместимости, доходы должны
вырасти на (38,2:3) = 12%. Однако
на модернизацию одного вагона по-
требуется порядка 75 тыс. ф. ст.
Приведенный
пример
показы-
вает,
что
имеется
потенциальная
возможность вернуть пассажиров,
в свое время отказавшихся от услуг
железных дорог по причине недо-
статочно комфортных условий по-
ездки. Однако рано или поздно на-
личного парка может оказаться не-
достаточно и
потребуются новые
поезда.
Первый
класс
в
поездах
типа
Eurostar эксплуатируется успешно,
несмотря на достаточно несвежий
вид, и обновление интерьеров ва-
гонов может поднять его на более
высокую позицию. Отказ от обслу-
живания горячим питанием, кроме
очень дорогого бизнес-класса, мож-
но оценить как существенную поте-
рю. Эксплуатируемые поезда дан-
ного типа требуют некоторого по-
вышения уровня комфорта, чтобы
не уступить позиции немецким по-
ездам типа ICE 3, лучшим по пред-
ложенной системе оценки.
I.
Walmsley. M odern Railways,
2011, №2,
р. 50- 59;
мат ериалы компании Passenger
Focus
(w w w .passengerfocus.org.uk).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
47
предыдущая страница 48 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 50 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст