• -
v-у
Т І
'Л Я
І
ГД
Рис. 1. Интерьер вагона типа Мк 1
первого класса
Рис. 2. Интерьер вагона дизель-поезда серии 156
Некоторые факторы оценки
МН
Окружающая среда.
Впечатление
от поездки может быть испорчено
любым фактором, например систе-
мой оповещения пассажиров, кото-
рая предлагает пассажиру сведения,
ему в данный
момент
неинтерес-
ные или ненужные. Но это не явля-
ется недостатком поезда как тако-
вого. Пассажирам в поездке важнее
другие условия, например качество
уборки и содержания салона. В не-
которых поездках высок приоритет
возможностей для удобного разме-
щения багажа. Эти факторы, а так-
же оценку усилий
по улучшению
стандартного интерьера учитывает
показатель
«окружающая
среда».
Оценка по данному показателю по-
зволит не только наказывать ком-
пании-операторы за плохое техни-
ческое состояние или недостаточно
качественную уборку салонов, но и
поощрять за усилия по улучшению
дизайна поездов.
Плавность хода.
Плавность хода
пассажирского вагона поддается ко-
личественной оценке и учитывает-
ся уже в течение многих лет. Обще-
приняты следующие оценки плав-
ности хода по амплитуде вибраций
на
уровне
пола
вагонов
(показа-
тель Мму): менее 1,5 —
очень ком-
фортная;
1,5-2,5 —
комфортная;
2,4-3,5 —
средняя; 3,5-4,5 —
неком-
фортная; 4,5 и более —
неудовлетво-
рительная.
Существующие методы позволя-
ют оценивать эффективность меро-
приятий с точки зрения улучшения
плавности хода,
но не могут дать
оценку оправданности расходов на
эти мероприятия. Поэтому приве-
денные в табл.
1 величины учиты-
вают также субъективный опыт и
экспертные оценки. Значительная
часть исследований, выполненных
в Университете Саутгемптона, бы-
ла посвящена реакции пассажиров
на плавность хода вагонов. Оказа-
лось, что сильные поперечные ко-
лебания затрудняют работу с пер-
сональными компьютерами и осо-
бо досаждают едущим стоя.
Однако возникает вопрос о целе-
сообразности дополнительных за-
трат.
Безусловно,
неудовлетвори-
тельная оценка
комфортности
не
столь важна для короткой поездки в
трамвае, но требования к более про-
должительной поездке в междуго-
родном поезде значительно выше,
особенно с учетом ее более высо-
кой стоимости.
Управление
воздухообменом.
Управление потоками воздуха в со-
временных поездах, пожалуй, явля-
ется той областью, где полностью
игнорируется
комфорт
пассажи-
ров. Технические решения обеспе-
чивают подачу в вагон достаточного
объема воздуха нужной температу-
ры;
при
этом
меньшее
внимание
уделяется распределению потоков
и шумности самого процесса.
Система
воздухообмена
в
ди-
зель-поездах типов Voyager и Me-
ridian представляет показательный
отрицательный пример; здесь через
вентиляционные отверстия разме-
ром 4x10 мм сильные потоки воз-
духа устремляются в направлении
шеи пассажиров.
Шум
от установок искусствен-
ной климатизации не очень беспо-
коит пассажиров, если одновремен-
но присутствует шум от двигателей,
как в дизель-поездах, но в электро-
поездах он заметнее.
В пассажирских вагонах Британ-
ских железных дорог более поздних
лет постройки уделялось больше
внимания оптимизации воздушных
потоков за счет поиска оптимально-
го баланса между скоростью подачи
воздуха и площадью вентиляцион-
ных отверстий. Это суждение отно-
сится, в частности, к поездам типов
Turbostar и Electrostar, однако впо-
следствии подобный опыт дальней-
шего распространения не получил.
Термин «управление воздухообме-
ном» охватывает и такие способы
освежения воздуха, как открываю-
щиеся оконные фрамуги, имеющие-
ся, например, в вагонах дизель-по-
ездов серии 156 (рис. 2).
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
43
предыдущая страница 44 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 46 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст