Ниже этот вопрос рассматрива-
ется применительно к вагонам по-
ездов некоторых типов,эксплуати-
руемых
на
железных дорогах
Ве-
ликобритании
в
междугородных
сообщениях.
Комфорт поездки
В
руководстве
РЭРН
коррект-
но
сформулировано,
что
не
все
пассажиры одинаково оценивают
изменения. Так, в вагонах перво-
го класса междугородных поездов
пассажиры отдают более высокий
приоритет плавности
хода,
каче-
ству оборудования и общему сти-
лю салона
(рис.
1), для
пассажи-
ров вагонов второго класса важнее
расположение
кресел.
Современ-
ный подход к планировке салонов
второго класса предполагает уста-
новку кресел перпендикулярно по
обе стороны центрального прохода.
Более половины пассажиров пред-
почитают места со столиками ме-
жду
встречно
расставленными
креслами, и такие места заполня-
ются в первую очередь, что свиде-
тельствует о значении фактора раз-
мещения пассажиров.
Контраргу-
ментом является то, что, если при-
нять вариант более удобной для
пассажиров
планировки
со
сво-
его
рода
купе
со
столиками,
об-
щее число мест для сидения в ва-
гоне уменьшится на четыре. Ина-
че говоря, потребуется больше ва-
гонов для перевозки одного и того
же числа пассажиров.
Понятие комфорта поездки от-
носительно. Одного пассажира бу-
дет раздражать межоконная стой-
ка, закрывающая вид из окна, дру-
гого —
мусоросборник
под окном
или
дребезжание
элементов
об-
шивки, третьего —
низкая темпера-
тура кондиционированного воздуха
в жаркий день, причем на фоне до-
статочно высокой платы за поездку,
особенно разовую. Если для посто-
янных пассажиров, ежедневно ездя-
щих на работу, удача —
просто най-
ти место, неважно у окна или нет,
то некоторые пассажиры могут от-
нести к числу приоритетных усло-
вий поездки наличие розетки для
подключения
компьютера, подго-
ловника
или
отсутствие
поблизо-
сти владельцев мобильных телефо-
нов с неприятным сигналом вызо-
ва. Учесть все возможные факторы,
определяющие
комфортность
по-
ездки, и тем более определить сте-
пень их важности трудно.
Безусловно, комфорт всегда бу-
дет менее приоритетным показате-
лем, чем точность выполнения рас-
писания движения поездов, но это
не повод для того, чтобы его игно-
рировать. Нельзя дать всему объек-
тивную количественную оценку, од-
нако табл. 1 показывает, насколько
важны для заинтересованных групп
людей различные факторы комфор-
та и каково их
влияние
(весовые
коэффициенты) на общую оценку
удобства поездки.
Таблица 1
Весовые коэффициенты факторов комфорта для пассажиров
Фактор
Оценка —
10 бал-
лов
Оценка —
0 баллов
Весовой
коэффи-
циент
Уровень шума на стоянке
Менее 60 дБ (А)
Более 70 дБ (А)
0,4
Уровень шума в движении
Менее 65 дБ (А)
Менее 82 дБ (А)
1,0
Плавность хода
Менее 1,5NMV
4,5NMV
и более
1,0
Комфортность кресел
Как в вагонах типа
Mk 1 (пружины и
к о н с к и й
волос)
Деревянные сиде-
нья
1,0
Пространство для ног между
креслами
90 мм
60 мм
0,8
Положение места для сидения
относительно окна
Беспрепятственный
обзор
Межоконные стой-
ки
0,6
Последовательная расстановка
кресел
Высота спинок впе-
реди расположен-
ных кресел, как в
вагонах поездов
HST
Спинки впереди
расположенных
кресел выше линии
зрения сидящего
пассажира
0,5
Встречная расстановка кресел
Более 50% общего
числа
Отсутствует
0,5
Подлокотники
Мягкие, в ширину
руки
Отсутствуют
0,3
Направление потоков конди-
ционированного воздуха
22-23 град, отсут-
ствие сквозняков
Менее 20 или более
28 град,сквозняки
0.8
Наличие полок или стеллажей
для багажа, их видимость с ме-
ста
Хорошо видные
полки и стеллажи
Отсутствуют
0,5
Туалеты
Во всех вагонах
Отсутствуют
0,8
Обслуживание питанием на
борту
Включая горячие
блюда
Отсутствует
0.5
Вибрации и дребезжание
Отсутствуют
Ощутимые
0,5
Мусоросборники
В салоне и тамбу-
рах, регулярная
очистка
Отсутствуют
0,4
Окружающая среда
Чистая, изящная и
стильная
Как в поездах Ley-
land National (впе-
чатление, что не
убирались с момен-
та постройки)
0,7
42
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
предыдущая страница 43 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 45 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст