значение экологических показате-
лей наряду с такими факторами, как
расходы и безопасность. Происхо-
дят позитивные сдвиги в отноше-
нии надежности и качества обслу-
живания,
благодаря
чему
на
же-
лезные дороги вновь начинают об-
ращать внимание потенциальные
клиенты, которые прежде не рас-
сматривали
их
как
альтернативу.
Железным
дорогам
удалось
при-
влечь
часть
грузовых
перевозок,
ранее
выполнявшихся
автотранс-
портом, и этот процесс продолжа-
ется. Неблагоприятные явления в
экономике способствовали увели-
чению доли
перевозок
в
смешан-
ных сообщениях. При этом клиен-
ты, которые первоначально приня-
ли решение прибегнуть к смешан-
ным перевозкам прежде всего по
экономическим соображениям, по
достоинству
оценили
предостав-
ляемое
транспортное
обслужива-
ние, что способствует дальнейшему
привлечению грузов на железные
дороги.
В то же время обязатель-
ность соблюдения
некоторых
но-
вых требований законодательства
(например,
касающихся
длитель-
ности рабочего времени водителей
грузовых автомобилей) приводит к
увеличению стоимости перевозок
автотранспортом и необходимости
решения дополнительных проблем.
Немаловажно и то, что с ростом цен
на топливо повысилась конкурен-
тоспособность
железнодорожно-
го транспорта при
перевозке гру-
зов и на сравнительно небольшие
расстояния.
Необходимость
уменьшения
вредных
выбросов и
сокращения
потребления топлива стимулирует
применение на локомотивах техни-
ческих новшеств. Тепловозы с не-
сколькими
дизель-генераторны-
ми установками (СепБе!:) показали
впечатляющие характеристики при
маневровой работе. Их использова-
ние способствует сокращению по-
требления топлива, при этом они
имеют существенно
большую
ве-
личину тягового усилия
по
срав-
нению с традиционными маневро-
выми тепловозами и меньший уро-
вень вредных выбросов, благодаря
чему железные дороги могут полу-
чать экологические гранты и вклю-
читься в осуществление программ
по частичной компенсации расхо-
дов
на
приобретение
нового
по-
движного состава. При отсутствии
такой
поддержки
экономичность
тепловозов с несколькими силовы-
ми установками несколько более
Рис. 3. Тепловоз серии ES44C4 железной дороги BNSF постройки компании GETS
проблематична и достигаемые ре-
зультаты не столь значительны. Од-
нако поскольку окупаемость затрат
зависит от цен на топливо, повы-
шение последних может улучшить
экономическую составляющую.
Снижение затрат в течение все-
го жизненного цикла локомотивов
стало
новым
стандартом
для
же-
лезных дорог. В связи с этим реа-
лизовано несколько важных инно-
вационных технических решений.
Появились
локомотивы,
специ-
ально создаваемые с учетом данно-
го фактора. Так, железная дорога
BNSF получила шестиосные тепло-
возы серии ES44C4 компании Gen-
eral Electric Transportation Systems
(GETS, рис. 3) мощностью 4400 л. с.
с
четырьмя
тяговыми
двигателя-
ми (средняя колесная пара каждой
трехосной тележки не обмоторена).
Начальная стоимость такого локо-
мотива ниже стоимости серийных
тепловозов с электрической переда-
чей переменного тока и сопостави-
ма со стоимостью тепловозов с пе-
редачей постоянного тока. Он отли-
чается меньшими затратами на об-
служивание, лучшими скоростными
характеристиками по сравнению с
шестиосными локомотивами с пе-
редачей переменного тока и пони-
женным тяговым усилием при дви-
жении с невысокой скоростью, что
является привлекательным факто-
ром при рассмотрении смешанных
перевозок в качестве потенциаль-
ной альтернативы.
Энергия, выделяющаяся при тор-
можении, может быть сохранена и
затем использована в тяговом режи-
ме, что позволяет снизить потреб-
ность во вспомогательных локомо-
тивах. Кроме того, изготовители раз-
рабатывают новые и совершенству-
ют имеющиеся средства управления
потреблением топлива, способствую-
щие его дальнейшему снижению. Од-
нако в большей степени это касается
локомотивов относительно неболь-
шой мощности, а не таких, которые
пополняют парки преимущественно
железных дорог первого класса.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
предыдущая страница 39 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 41 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст