Двухсекционный
электровоз
для
рудовозной
линии
в
Скандинавии
П о с л е
у с п е ш н ы х
т и п о в ы х
и с п ы т а н и й
в
т я ж е л ы х
з и м н и х
у с л о в и я х с н а ч а л а 2 0 0 1
г.
н а л и н и и Л у л е о — К и р у н а — Н а р в и к
р а б о т а ю т
н о в ы е
д в у х с е к ц и о н н ы е
э л е к т р о в о з ы
с е р и и
Ю Р Е ,
п р е д н а з н а ч е н н ы е д л я в о ж д е н и я р у д о в о з н ы х п о е з д о в м а с с о й
8 2 0 0 т ш в е д с к о й г о р н о р у д н о й к о м п а н и и ЕКАВ. П о л о ж и т е л ь н ы й
о п ы т их э к с п л у а т а ц и и , в т о м ч и с л е в т я ж е л ы х з и м н и х у с л о в и я х ,
п о с л у ж и л о с н о в а н и е м д л я з а к а з а в 2 0 0 7 г. с л е д у ю щ е й п а р т и и
п о д о б н ы х л о к о м о т и в о в .
В 2000 г. шведской горнорудной
компании LKAB был поставлен ме-
ждународным
концерном
Bom bar-
dier первый тяжелый двухсекцион-
ный электровоз
(серия
IORE)
для
участка линии Сваппаваара — Киру-
на —
Нарвик, электрифицированной
по системе переменного тока напря-
жением 15 кВ, частотой 16,7 Гц. Две
шестиосные секции, каждая из ко-
торых
установлена
на
две
трехос-
ные тележки, имеют общую длину
около 46 м,
развивают суммарную
Рис. 1. Ж елезнодорожная сеть компании
LKAB
мощность на ободе 10,8 МВт и име-
ют сцепную
массу 360 т.
С начала
2001 г. электровоз находится в ком-
мерческой эксплуатации. В период
подготовки к процедуре допуска он
прошел испытания в жестких усло-
виях полярной зимы.
До 2004 г. было поставлено де-
вять
таких
электровозов.
В озра-
стающий на мировом рынке спрос
на
железную
руду стал
причиной
для заказа следующей партии из че-
тырех таких же машин.
Ш таб-квартира
горнорудной
компании БКАВ находится в г. Ки-
руна, который расположен на терри-
тории шведского лена Норрботтен
за Полярным кругом. Рудное место-
рождение в этом регионе было из-
вестно еще с конца XVII в., однако
недостаточные
транспортные
воз-
можности того времени не обеспе-
чивали экономической эффективно-
сти добычи руды. Лишь в 1888 г. бы-
ла построена первая временная же-
лезная дорога от Лулео до городов
М альмбергет
и
Елливаре.
П олно-
стью строительство линии Лулео —
Нарвик протяженностью 536 км бы-
ло завершено в 1902 г. (рис. 1).
Компания
ЬКАВ
как
«главный
рудник
Европы»
поставляла
не
только железную руду с низким со-
держанием фосфора, но также про-
изводимые
пятью обогатительны -
ми фабриками окатыши двух видов.
Оливиновые окатыши использова-
лись в доменных печах европейской
сталеплавильной промышленности.
Окатыши
на
доломитовой
связке
применялись в установках прямого
восстановления, где кокс зам енял-
ся природным газом, преимущест-
венно в странах Ближнего Востока
и Ю го-Восточной Азии.
Меры по увеличению объема
перевозок руды
Компания
LKAB
является
вла-
дельцем шведского транспортного
предприятия
МТАВ
и
норвежско-
го MTAS. Инфраструктура МТАВ и
MTAS принадлежит соответственно
в
Ш веции
бывшей
компании
Вап-
verket
(сейчас Trafikverket), в Нор-
вегии —
компании Jernbaneverket.
Ш ведский порт Лулео в Ботни-
ческом заливе полностью модерни-
зирован.
Гавань норвежского пор-
та Нарвик никогда не замерзает и
может
принимать
суда
водоизме-
щением до 350 тыс. т. В последние
годы здесь полностью
модернизи-
рованы перегрузочные устройства
для обработки удлиненных поездов
из Кируны.
Вся
линия
реконструирована
в
расчете на
осевую
нагрузку 30т
(ранее была 25т). Электровозы се-
рии IORE (рис. 2) ведут составы из
62
вагонов
вместо
прежних
52,
а
это значит, что масса поездов брут-
то возросла с 5200 до 8160 т.
Кро-
ме
того,
новые
специализирован-
ные вагоны при практически не из-
менившейся таре в 20 т могут пере-
возить больше руды. Они попарно
соединены короткой сцепкой, при-
чем ведущий вагон управляет тор-
мозными цилиндрами ведомого.
Изготовление электровозов 10-
RE
компанией
Bom bardier
вы пол-
нялось
в
Цюрихе
(электрическая
часть)
и
Касселе
(механическая
часть). Такое распределение работ
28
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 11
предыдущая страница 29 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн следующая страница 31 Железные дороги мира 2011 11 читать онлайн Домой Выключить/включить текст