• шум от движения подвижного
состава, или шум качения, в диапа-
зоне скорости 50 км/ч <
V
^ 200 км/ч
(шероховатость
рельсов
и
колес,
шумоизлучение кузова);
• аэродинамический
шум
(осно-
вание и полоз токоприемника, уста-
новки кондиционирования воздуха,
тележки) при V
^ 200 км/ч;
• агрегатный
шум
(вентилято-
ры, крышевая и подкузовная части
установок кондиционирования воз-
духа) при
50 км/ч;
• шум тягового привода и переда-
чи при
V
^ 50 км/ч (глушитель, ди-
зель, тяговая передача).
При качении поезда в колесах
и
рельсах
возбуждаются
колеба-
ния,
которые
передаются
в
окру-
жающую среду в виде шума (рис. 1).
При скорости движения поездов до
200 км/ч основным источником шу-
ма являются зоны контакта колес с
рельсами.
Важными
факторами
возникновения шума являются ше-
роховатость колес и рельсов и воз-
буждение колебаний в отдельных
узлах ходовой части
подвижного
состава и верхнего строения пути.
Какие
колебания
будут возни-
кать в рельсах и распространяться
в виде воздушного шума, зависит в
основном от структуры пути. В свя-
зи с этим можно в значительной ме-
ре воздействовать на уровень шума
с помощью мероприятий в отноше-
нии конструкции пути.
Шум,
излучаемый
колесами
и
рельсами при движении подвижно-
го состава, распространяется прак-
тически во всем слышимом диапа-
зоне частот, однако от колес пре-
имущественно
воспринимается
частота около 2 кГц, а от рельсов —
около 1 кГц. Излучение шума зави-
сит также от применяемых типов
верхнего строения пути, конструк-
ции мостов и имеющихся устройств
для снижения уровня шума.
При определении прогнозируе-
мых параметров шума обычно учи-
тывают
лишь
усредненный
уро-
вень. Пиковые значения, возникаю-
щие при отдельных поездках, при
движении подвижного состава с не-
исправной ходовой частью и т. д. не
учитываются.
Кроме того, уровень шума раз-
личных поверхностей оценивается
по системе Bonus-Malus. Так, для
балластного пути с железобетонны-
ми шпалами к значению уровня шу-
ма добавляется 2 дБ(А) из-за повы-
шенного отражения шума по срав-
нению с балластным путем на дере-
вянных шпалах. При безбалластном
верхнем строении пути независимо
от его конструкции
к уровню шу-
ма добавляется 5 дБ(А) из-за более
низкой
звукопоглощающей
спо-
собности бетонной поверхности по
сравнению с балластом.
Проект FiL-Rail
Основой
исследовательского
проекта отделения железнодорож-
ного транспорта KIT являются за-
патентованные или заявленные к
патентованию
шумопонижающие
функциональные элементы желез-
нодорожного
пути
(FiL-Rail).
Ос-
новными задачами проекта FiL-Rail
являются:
• снижение
уровня
воздушного
шума (^10 дБ —
более чем в 2 раза)
и корпусного (^35 дБ —
в 100 раз по
сравнению с классическим балласт-
ным путем);
• понижение
стоимости элемен-
тов железнодорожного пути
и за-
Рис. 1. Возникновение шума качения
трат на его текущее содержание за
счет унификации
компонентов
и
ускорения ремонтных и строитель-
ных работ.
В
целях
создания
бесшумно-
го пути на жестком основании, эк-
вивалентного по уровню шума пу-
ти на щебеночном балласте, иссле-
дования не должны ограничивать-
ся только свойствами поверхности,
а охватывать всю конструкцию пу-
ти. При этом элементы FiL-Rail раз-
рабатывали в сотрудничестве с про-
мышленными предприятиями, а их
эффективность проверяли на опыт-
ных участках. Обзор современных
элементов
проекта
FiL-Rail
пред-
ставлен в таблице.
Путь типа FiL-Rail ERS.
В каче-
стве примера инновационного бес-
шумного и устойчивого к вибрации
и износу пути можно рассматривать
безбалластный
путь
FiL-Rail
ERS
Элементы проекта FiL-Rail
Элемент
Модификации
FiL-Rail ERS (утопленный путь на
жестком основании)
С низким уровнем вибрации основания;
с низким износом
FiL-Rail MSW (низкая шумозащитная
стенка)
На балластном пути:
на пути ERS
FiL-Rail Diffusor (поглотитель воз-
душного шума)
FiL-Rail LN Bridge (мост с низким
уровнем шума)
С верхним строением пути ERS;
с конструкцией типа SLEP
FiL-Rail EcoTrack (экологичный путь)
1
С верхним строением пути ERS:
на балласте
FiL-Rail Detection (система регистра-
ции вибраций)
Подсистемы: EWS-Transport; автомонито-
ринг; контроль
FiL-Rail Energy
В разработке
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 10
67
предыдущая страница 68 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн следующая страница 70 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст