ЗАЩ ИТА ОТ ШУМА
Инновационные методы
снижения
уровня
шума
За прошедшие десятилетия во всем мире происходило пере-
мещение грузов с железнодорожного транспорта на автомо-
бильный. В совокупности с аналогичным процессом в области
пассажирских перевозок это привело к значительному увели-
чению пробок на дорогах, повышению загрязненности воздуха,
усиленному износу автодорожной инфраструктуры, а также к
увеличению числа дорожно-транспортных происшествий
и
связанного с ними ущерба. В последние годы эта тенденция
меняется,
и с увеличением размеров железнодорожных пе-
ревозок (прежде всего грузовых) повышаются требования в
отношении защиты населения от шума.
Наряду
с
более
высокой
без-
опасностью
железнодорожный
транспорт имеет также очевидные
преимущества перед другими вида-
ми с точки зрения воздействия на
окружающую среду:
• высокая эффективность исполь-
зования энергоресурсов;
• меньшая
потребность
в
зани-
маемых площадях;
• меньший объем выбросов вред-
ных веществ.
Чтобы еще больше усилить эко-
логические преимущества железно-
дорожного
транспорта,
необходи-
мо снизить уровень излучаемого им
шума. Это нужно, прежде всего, для
того, чтобы вернуть людям, прожи-
вающим вблизи от железных дорог,
утраченный ими из-за шума качест-
венный уровень жизни или даже по-
высить его. Предельно допустимые
нормы уровня шума изложены в фе-
деральном постановлении ВшБсЬУ
№ 16 о защите окружающей среды от
воздействия шума. Речь идет, напри-
мер, о предельно допустимых нормах
шума с 22 до 6 ч утра. Так, в приле-
гающих к новым высокоскоростным
линиям
городских
микрорайонах
они не должны превышать 49 дБ(А),
а в сельской местности и зонах сме-
шанной застройки —
54 дБ(А).
В таких же зонах, расположенных
рядом с существующими обычными
линиями, эти нормы составляют со-
ответственно 60 и 62 дБ(А).
В частности, в связи с разным
распределением частот в спектрах
шума от автомобильного и желез-
нодорожного
транспорта
послед-
ний
при
назначении
предельных
допустимых норм шума получает
так называемую железнодорожную
надбавку.
На
территории
Герма-
нии она принята равной 5 дБ(А), а
в других странах эта надбавка при-
меняется с различными повышаю-
щими коэффициентами.
В
то
же
время
исследования,
проведенные, например, в Японии
и Швеции, показывают, что шум от
железнодорожного транспорта вос-
принимается
людьми
более
нега-
тивно, чем от автомобильного. Для
выполнения требований докумен-
та
ВтБсЬУ
№ 16 железные доро-
ги Германии (ЭВ) и министерство
транспорта страны (ВМУВБ) изда-
ли карту оздоровления в отношении
излучаемого шума на сети ОВ.
Воздействие на человека
шума от железной дороги
На человеческий организм воз-
действуют следующие, в том числе
и субъективные величины звуково-
го давления, представленные в ло-
гарифмическом виде:
• предел восприятия (порог слы-
шимости), равный 0 дБ;
• предел
различимости
измене-
ний уровня звука, равный 3 дБ;
• удвоенное
или
уменьшенное
в 2 раза субъективное восприятие
уровня громкости, равное ±10 дБ.
Звук характеризуется не только
амплитудой, выраженной в децибе-
лах, но также и частотой —
в герцах.
Диапазон частот, воспринимаемых
ухом человека, лежит в пределах от
16 Гц примерно до 16 кГц. Макси-
мальная восприимчивость органов
слуха человека охватывает диапа-
зон от 1 до 4 кГц.
Шум может негативно влиять на
здоровье людей, вызывая следую-
щие медицинские последствия:
• снижение
способности
к
кон-
центрации внимания;
• повышение
риска
сердечных
приступов;
•удвоение
вероятности
возник-
новения инфаркта миокарда;
• увеличение риска заболевания
лейкемией и раком грудной железы.
Для достижения максимальной
эффективности мероприятия по за-
щите от шума должны быть направ-
лены непосредственно на источни-
ки шума, т. е. на подвижной состав
или
путь.
Отделение
железнодо-
рожного транспорта Технологиче-
ского института в Карлсруэ (К1Т)
основное внимание в своих иссле-
дованиях уделяет пути, так как он
взаимодействует со всеми видами
подвижного состава.
Возникновение
и распространение шума
На
железной
дороге
имеются
разные источники шума, которые
излучают его в различных диапа-
зонах скорости движения:
66
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 10
предыдущая страница 67 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн следующая страница 69 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст