БО РЬБА С ШУМОМ
Шум
качения
подвиж ного
со ста в а
В
н ы н е
д е й с т в у ю щ и х
м е т о д и к а х
и з м е р е н и я
у р о в н я
ш у м а ,
с о д е р ж а щ и х с я в д о к у м е н т а х DIN EN ISO 3 0 9 5 и TSI N o is e (Т е х -
н и ч е с к а я
с п е ц и ф и к а ц и я
п о
с о в м е с т и м о с т и
с и с т е м ,
р а з д е л
«Ш ум »), п о д в и ж н о й с о с т а в р а с с м а т р и в а е т с я к а к е д и н с т в е н н ы й
и с т о ч н и к ш у м а к а ч е н и я .
О д н а к о и ж е л е з н о д о р о ж н ы й п у т ь ,
в
ч а с т н о с т и р е л ь с ы и ш п а л ы , т а к ж е в н о с и т в с о з д а н и е ш у м а с в о й
в к л а д , и н о г д а с у щ е с т в е н н о п р е о б л а д а ю щ и й .
Защита окружающей среды для
железных дорог Европы и многих
других
регионов
мира
является
обязательным требованием. Желез-
ные дороги по сравнению с другими
видами транспорта имеют следую-
щие экологические преимущества:
• небольшое
занимаемое
про-
странство
при
больших
объемах
перевозок;
• низкое энергопотребление, об-
условленное
невысоким
трением
качения колеса по рельсу и незна-
чительным аэродинамическим со-
противлением подвижного состава;
• возможность с помощью совре-
менных преобразователей осущест-
влять рекуперацию энергии тормо-
жения вместо преобразования ее в
тепло;
• наименьшее загрязнение окру-
жающей среды вредными выбросами.
Большой проблемой для желез-
нодорожного транспорта является,
конечно, излучение шума при дви-
жении подвижного состава. В тече-
ние десятилетий многие специали-
сты работают над решением этой
проблемы, но тем
не менее ради-
кальных изменений пока нет.
Воздушный и корпусной
шумы
При движении
железнодорож-
ный подвижной состав создает воз-
душный и корпусной шумы (рис. 1).
Воздушный шум передается через
колебания
окружающего
воздуха
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 10
и с несколько уменьшенным уров-
нем проникает в здания через окна
и стены. Совсем иначе распростра-
няется корпусной шум: вибрации,
возникающие при проследовании
подвижного
состава,
передаются
через грунт на фундамент здания,
вызывают колебания прежде всего
перекрытий и стен. Особенно чув-
ствительны в этом отношении дере-
вянные балочные перекрытия ста-
рых зданий, близко расположенных
от железнодорожного пути. Дребез-
жание посуды и стекол или приглу-
шенные толчки воспринимаются в
данном случае как вторичный воз-
душный шум.
Воздушный
шум.
Основными
причинами
возникновения
воз-
душного шума являются неровно-
сти (шероховатость) поверхностей
катания колес и рельсов (рис. 2).
При равных предельных услови-
ях эксплуатации различие в уров-
нях излучаемого железной дорогой
шума достигает 20 дБ. Отсюда сле-
дует, что существуют возможности
его значительного уменьшения. В
рамках специального проекта Фе-
деральных железных дорог Швей-
царии (SBB) были проведены изме-
рения более чем на 15 тыс. ед. по-
движного состава.
Оказалось, что вагоны с чугун-
ными тормозными колодками не-
зависимо от типа пути и размера не-
ровностей рельсов излучают оди-
наковый шум. Незначительные не-
ровности рельсов вызывают шум,
примерно на
10 дБ меньший пре-
дельного значения, приведенного в
спецификации TSI Noise. Звуковые
колебания, создаваемые неровно-
стями средней величины, находят-
ся в диапазоне от 10 дБ до предель-
ного значения, а при больших не-
ровностях они немного превышают
предельное значение.
Уровень шума от старых локо-
мотивов с чугунными тормозными
колодками (Re 420, Re 620 и Ае 610)
на 2-3 дБ ниже создаваемого грузо-
выми вагонами.
Моторвагонные поезда с диско-
выми тормозами серий NPZ RBDe
и NiNA (городская железная доро-
га Берна), а также грузовые вагоны
RoLa,
предназначенные для
пере-
возки автоприцепов и автопоездов,
Рис. 1. Распространение первичного воздушного шума и корпусного как вторичного
воздушного
47
предыдущая страница 48 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн следующая страница 50 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст