ПАССАЖИРСКИЕ ВАГОНЫ
В ы б о р
д в е р е й
п ассаж и р ски х
вагонов
С у ж д е н и е о т о м , ч т о п р о б л е м ы к р о ю т с я в д е т а л я х ,
о с о б е н н о
с п р а в е д л и в о в о т н о ш е н и и д в е р е й п а с с а ж и р с к и х в а г о н о в . Р а з -
н о го р о д а п р о б л е м ы п о я в л я ю т с я п р а к т и ч е с к и н а к а ж д о м э т а п е
ж и з н е н н о г о ц и к л а
в а г о н а ,
н а ч и н а я с
к о н с т р у и р о в а н и я ,
и з г о -
т о в л е н и я ,
э к с п л у а т а ц и и ,
о б е с п е ч е н и я б е з о п а с н о с т и и з а к а н -
ч и в а я в о п р о с а м и о б с л у ж и в а н и я . Е с л и , п о н е к о т о р ы м о ц е н к а м ,
н а д в е р и п р и х о д и т с я
в с е г о 2 - 3 % с т о и м о с т и в а г о н а , т о д о л я
в л и я н и я д в е р н ы х с и с т е м н а е г о э к с п л у а т а ц и о н н у ю г о т о в н о с т ь
м о ж е т д о с т и г а т ь 2 5 % .
На стадии проектирования двер-
ных систем решаются вопросы вы-
бора
числа
дверей,
их
размеров,
местоположения и способа управ-
ления ими. На железных дорогах
Великобритании применяются в ос-
новном только два компоновочных
решения: размещение дверей ближе
к торцам вагона или на расстоянии
трети длины от них (для пригород-
ных поездов).
Привод автоматических дверей
требует больше места и уменьшает
тем самым число мест в вагоне, по-
этому число дверей стремятся ми-
нимизировать. В прицепном вагоне
второго класса электропоезда серии
423
с
10
парами
распашных две-
рей —
98 мест для сидения (рис. 1).
Пришедший ему на смену вагон се-
рии 450 имеет 56 постоянных и 9
откидных
сидении,
т. е.
на
треть
меньше, раздвижных дверей у него
четыре пары —
меньше на 3/5.
Решающее значение имеет шири-
на дверного проема. Он может быть
достаточно широким (1400 мм) для
одновременного прохода двух чело-
век, но любой стоящий у двери за-
труднит проход. Поэтому целесооб-
разно предусматривать с обеих сто-
рон пространство шириной 200 мм
для стоящих у двери или расширять
дверной проем. С начала 1990-х го-
дов на Лондонском метрополитене в
качестве стандартных приняты двер-
ные проемы шириной 1600 мм. Про-
емы увеличенной ширины ускоря-
ют вход и выход пассажиров (обыч-
но из расчета один пассажир в секун-
ду), но, конечно, за счет уменьшения
числа мест для сидения.
На следующем этапе решаются
вопросы выбора:
• расположения дверей —
внутри,
снаружи кузова или в его стенке;
•конструкции
распашные,
складывающиеся или раздвижные
двери, вдвигающиеся в стенку ваго-
на (либо их сочетание);
• типа привода и места его разме-
щения —
под крышей или на уровне
пола вагона.
В
течение
последних
20
лет
предпочтение
отдавали
прислон-
но-сдвижным дверям (рис. 2). Они
бесшумны в эксплуатации, обеспе-
чивают защиту от погодных усло-
вий, перепадов давления, но требу-
ют сложной системы управления и
тщательного обслуживания. Кроме
того, такие двери действуют втрое
медленнее, чем обычные раздвиж-
ные. Однако прислонно-сдвижные
двери
обеспечивают
гладкую
на-
ружную поверхность, предпочитае-
мую дизайнерами поездов, и облег-
чают уход за ней.
Поезда Лондонского метрополи-
тена, выпускаемые с начала 1990-х
годов, имели сдвижные одно- и дву-
створчатые двери, смонтированные
снаружи кузова (рис. 3). Это реше-
ние стали практиковать после экс-
периментов 1986 г., когда цельно-
алюминиевые
конструкции
ваго-
нов
потребовали
использования
навешенных снаружи дверей, что-
бы разместить дверные стойки. Во
время начальных испытаний поезд
Рис. 1. Вагон электропоезда серии 423 с распашными дверями
Рис. 2. Электропоезд серии 465 с прислонно-сдвижными дверями
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 10
37
предыдущая страница 38 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн следующая страница 40 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст