ГОРОДСКОЙ РЕЛЬСОВЫЙ ТРАНСПОРТ
Инновации
на
м етрополи тене
Барселоны
И н н о в а ц и о н н ы е п р о е к т н ы е р е ш е н и я
и э к о н о м и ч н ы е м е т о д ы
с т р о и т е л ь с т в а ,
р е а л и з у е м ы е н а д в у х н о в ы х л и н и я х м е т р о п о -
л и т е н а Б а р с е л о н ы , п о д н и м а ю т п л а н к у т р а н с п о р т н о г о о б с л у ж и -
в а н и я п а с с а ж и р о в и м о г у т о к а з а т ь с я и н т е р е с н ы м и д л я д р у г и х
г о р о д о в м и р а .
Метрополитен Барселоны сфор-
мирован 11 линиями общей протя-
женностью
150 км
(с учетом двух
линий, 9 и 10, строительство кото-
рых продолжается). Новые линии 9
и 10 от ранее построенных отлича-
ют две особенности. Во-первых, при
суммарной длине 47,8 км эти две ли-
нии с общим участком являются са-
мыми протяженными в городе, к то-
му же в 2014 г., после ввода в строй
в полном объеме, они могут стать
самыми длинными автоматизиро-
ванными линиями
(эксплуатируе-
мыми без машинистов в поездах) в
Европе. Во-вторых, они отличают-
ся большой глубиной заложения (до
90 м ниже уровня земли), поскольку
проходят под северными холмисты-
ми районами города.
Оба фактора являются опреде-
ляющими с точки зрения приобре-
тения
пассажирами
нового транс-
портного опыта. Наряду с решени-
ем технических проблем прокладки
линий на большой глубине в застро-
енных городских районах необхо-
димо было проектировать и строить
станции
так,
чтобы
минимизиро-
вать помехи обычной жизни горо-
да на поверхности и обеспечить пас-
сажирам быстрый и простой спуск
с уровня улиц на посадочные плат-
формы (и обратный подъем).
Оригинальные решения
На
северном
и
центральном
участках линий 9 и 10 тоннели име-
ют диаметр 12 м по сравнению с 9 м
на других линиях метрополитена.
Это позволяет на станциях располо-
жить пути один над другим и остав-
ляет достаточно места для посадоч-
ных платформ (рис. 1). Данный ме-
тод упрощает строительные работы
на станциях, поскольку основной
объем выполняется во время про-
ходки тоннеля. Выбранный диаметр
12 м является минимально необхо-
димым для такой схемы размеще-
ния путей и платформ и, кроме того,
позволяет избежать большого объе-
ма работ на уровне улиц. Другой ме-
тод строительства станций исклю-
чался в силу их расположения в ин-
тенсивно застроенных районах.
Для спуска на станции, располо-
женные на глубине до 70 м, тради-
ционные эскалаторы не годятся, по-
скольку эскалатор теряет преиму-
щества перед лифтом уже на глуби-
не 30м и более. На линиях 9 и 10
эскалаторов нет вовсе. Вместо них
устроены
шахты диаметром
28 м,
связывающие
промежуточные ве-
стибюли,
расположенные
ниже
уровня
улицы,
с
уровнем
между
платформами.
В
шахтах,
являю-
щихся по сути вертикальными тон-
нелями, установлены
вместитель-
ные лифты,
обеспечивающие
бы-
струю доставку пассажиров вверх
или вниз.
На
каждой станции глубокого
заложения предусмотрено по край-
ней мере шесть скоростных лифтов
общей провозной способностью от
40 до 550 чел./ч в одном направле-
нии.
С
целью ускорения
обраще-
ния
пассажиров
имеются
только
две остановки: в вестибюле (рис. 2)
и между верхней и нижней посадоч-
ными
платформами
на
станциях.
Кроме того, каждая станция осна-
щается двумя лифтами небольшой
вместимости для лиц с ограничен-
ной мобильностью; эти лифты име-
ют остановки на всех уровнях.
Рис. 1. Разрез одной из станций линии 9
24
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, № 10
предыдущая страница 25 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн следующая страница 27 Железные дороги мира 2011 10 читать онлайн Домой Выключить/включить текст