ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО
Эффективность
георешеток
в
конструкции
земляного
полотна
Эффективное применение армирующих георешеток, а также
других неуплотняемых слоев
в
конструкции
пути
возможно
только
при
наличии
всеобъемлющих
знаний
о
механизме
взаимодействия отдельных компонентов земляного полотна и
верхнего строения пути.
Точно оценить механизм взаи-
модействия компонентов конструк-
ции пути с армирующей георешет-
кой невозможно. Тем не менее не-
которые специалисты считают, что
время, в течение которого земляное
полотно с армирующим слоем со-
храняет свои характеристики, в не-
сколько раз превышает срок служ-
бы неармированной конструкции.
Их оппоненты утверждают, что ис-
пользование армирующих геосин-
тетических материалов в слоях кон-
струкции земляного полотна почти
не способствует повышению устой-
чивости его к деформациям.
Разные мнения высказываются и
о выборе вида армирующего геосин-
тетического материала (геотекстиль,
георешетки, геокомпозиты
И
Т .Д .).
Так. для активизации георешетки до-
статочно минимальной деформации,
поэтому ее чаще применяют в кон-
струкции железнодорожного пути.
Среди специалистов нет согласия по
поводу их параметров, влияющих на
эффективность и функциональность
в качестве армирующего слоя.
Укрепление подшпального
слоя с помощью георешеток
В Словакии геосинтетика была
использована
при
модернизации
железнодорожного коридора №4
ОСЖД. Строгие требования, предъ-
являвшиеся к качеству путевых ра-
бот, в особой степени относились к
подшпальному основанию и земля-
ному полотну. Большое внимание
уделялось не только эффективному
использованию армирующей георе-
шетки, но и ее параметрам.
Слои подшпального основания в
процессе эксплуатации подвергают-
ся воздействию статических и дина-
мических нагрузок, а также климати-
ческих факторов. Природные мате-
риалы, из которых состоят эти слои,
определяют качество пути и срок его
службы. С одной стороны, эти пара-
метры зависят от предполагаемого
характера развития деформации сло-
ев, с другой — от эксплуатационной
или
предельной
пластической
де-
формации пути, приводящей к кри-
тическому изменению его геометрии.
Чтобы
повысить
срок
службы
пути,
требуется
исключить
воз-
можность
возникновения
и
раз-
вития
его
неравномерных
и
не-
допустимых деформаций
в плане
и профиле.
На железных дорогах
Словакии с этой целью укладыва-
ют георешетку, что связано также
с необходимостью экономии при-
родных материалов, используемых
в подшпальном основании (сейчас
их
применяют только
в
несущем
слое земляного полотна). Эффек-
тивность армирующих георешеток
обеспечивается, во-первых, их соб-
ственными
механическими
свой-
ствами,
в
том
числе
жесткостью
(способностью сохранять форму), и,
во-вторых, механизмом взаимодей-
ствия решетки с контактирующим с
нею материалом (щебнем).
Георешетка может иметь ячей-
ки
в
форме
квадратов,
треуголь-
ников и др., вследствие чего в ар-
мирующем слое может возникнуть
эффект связывания. Этот эффект,
известный как механизм сцепления
и зажатия, проявляется в простран-
стве. окружающем георешетку, если
фракции взаимодействующего с нею
насыпного материала (щебень, гра-
вий, дробленый камень) попадают
в соответствующие им по форме и
размеру ячейки. В этом случае пред-
отвращается
случайное движение
фракций, что обусловлено их фор-
мой (выступами), а также наличи-
ем узлов и жесткостью георешетки.
На выбор нужного вида георешетки,
как и соответствующего сочетания
ее с насыпным материалом, влияет
достаточно много факторов, в ре-
зультате чего армирующий эффект
георешетки может по-разному про-
явиться в построенной конструкции.
Основным
условием
функцио-
нирования
ожидаемого
механиз-
ма взаимодействия является возбу-
ждение с помощью георешетки сил
сцепления и сжатия, достаточных
по величине для того, чтобы кон-
струкция пути отвечала требовани-
ям. предъявляемым к участкам со-
ответствующей категории. Форма
георешетки должна обеспечивать
достаточную степень ее жесткости
и прочности на изгиб. В контакти-
рующем материале подшпального
основания георешетка, обладающая
достаточной прочностью на растя-
жение, действует как армирующий
элемент, если
выполнены опреде-
ленные
условия.
Использование
георешетки
в слое подшпального
основания поясняет рис. 1.
Параметры влияния
армирующей георешетки
В литературе о геосинтетике при-
водятся различные параметры, кото-
рые могут повышать эффективность
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
71
предыдущая страница 72 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 74 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст