э к о л о г и я
Охрана
окружающей
среды
на железных дорогах Северной
Америки
Усиление внимания к природоохранным аспектам на железных
дорогах Северной Америки, помимо пользы для окружающей
среды, способствует укреплению позиций отрасли на транс-
портном
рынке
и
является
весомым
аргументом
в
пользу
сохранения
дерегулирования
в
сфере
железнодорожного
транспорта.
Вопросы
сокращения
затрат
энергетических ресурсов и умень-
шения вредного воздействия желез-
ных дорог на окружающую среду
сохраняют актуальность в течение
нескольких десятилетий. Улучше-
ние экологических характеристик
железнодорожного
транспорта,
безусловно, имеет большое значе-
ние, о чем свидетельствуют следую-
щие факты:
• удельная топливная экономич-
ность железных дорог в 4 раза вы-
ше по сравнению с грузовым авто-
мобильным транспортом, что под-
тверждается, в частности, данными
исследований, проведенных по за-
казу Федеральной железнодорож-
ной
администрации
США
(FRA),
согласно которым передача желез-
ным дорогам лишь 10% перевозок
на расстояние более 800 км, выпол-
няемых автомобильным транспор-
том, что эквивалентно сокращению
примерно
на
2 млн
числа
рейсов
грузовых
автомобилей,
позволит
сэкономить
около
3,8 млрд л
ди-
зельного топлива в год и уменьшить
эмиссию парниковых газов почти
на
12 млн т. Расчеты показывают,
что если удельный расход топлива
для грузового автотранспорта при-
нять равным 0,021 л/ткм. для грузо-
вого железнодорожного транспор-
та — 0,005л/ткм,
а
эмиссию
пар-
никовых
газов — 2,7 кг
на
по-
требленного топлива, накопленная
величина сокращения эмиссии пар-
никовых газов до 2020 г. достигнет
почти 200 млн т (источник: AAR);
• по данным Агентства
по охра-
не окружающей среды США (ЕРА),
Источники, не относящиеся к транспорту
73,2%
\
Пассажирский
автомобильный,
воздушный, водный
и железнодорожный
транспорт
19,3%
/
Прочие виды
грузового
транспорта
1
,
1
%
Грузовой
автотранспорт
\
5,8%
Грузовой
железнодорожный
транспорт
0
,
6
%
Рис. 1. Доля различных источников
в общей эмиссии парниковых газов
(источник: ЕРА)
доля
эмиссии
парниковых
газов,
обусловленная деятельностью гру-
зовых
железных дорог,
составля-
ет лишь 0,6% ее суммарного объе-
ма из всех источников
(рис.
1)
и
2.4% объема эмиссии
всех
видов
транспорта;
• эффективность
использова-
ния топлива на железнодорожном
транспорте по сравнению с 1980 г.
повысилась
на
106%,
при этом
с
1980 по 2009 г.
включительно за
счет проведения
мероприятий
по
снижению расхода топлива грузо-
выми железными дорогами США
эмиссия углекислого газа снижена
на 617 млн т;
• несмотря
на то что по сравне-
нию с уровнем
1980-х
годов
гру-
зооборот железных дорог первого
класса увеличился почти в 2 раза,
суммарное потребление дизельного
топлива практически не изменилось
(рис. 2), а его удельный расход со-
ставляет примерно 0,005 л на 1 ткм;
•один
грузовой
поезд,
состоя-
щий из 280 платформ для перевоз-
ки контейнеров в два яруса, обеспе-
чивает транспортировку такого же
Рис. 2. Динамика грузооборота и потребления дизельного топлива на грузовых железных
дорогах первого класса Северной Америки (индекс: 1980 = 100%: источник: ААИ)
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
53
предыдущая страница 54 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 56 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст