ЭКОНОМИЯ ЭНЕРГИИ
Система управления
энергоэффективными
режимами
ведения
поездов
Шведская консультационная компания Transrail в рамках ис-
следования,
финансируемого оператором
инфраструктуры
Trafikverket и горнодобывающей компанией LKAB, разработала
автоматизированную систему помощи машинисту (Computer
Aided Train Operation, CATO),
которая способствует сокраще-
нию расхода электроэнергии на тягу поездов и уменьшению
вредного воздействия на окружающую среду.
Состоявшийся 5 апреля 2011
г.
демонстрационный
рейс рудовоз-
ного поезда по линии Malmbanan
из района добычи железной руды
вблизи города Кируна в порт Лулео
(рис.
1)
ознаменовал завершение
важного этапа разработки
компа-
нией Transrail автоматизированной
системы управления движением по-
ездов САТО, позволяющей оптими-
зировать режимы ведения поезда и
снизить потребление энергии. Опе-
ратор
линии
компания
МТАВ
приступает к оснащению эксплуа-
тируемых здесь электровозов аппа-
ратурой. необходимой для работы
с системой САТО. Предполагается,
что с начала 2012 г. движение всех
поездов по линии Malmbanan будет
осуществляться с использованием
данной системы.
САТО представляет собой пер-
вую систему
помощи
машинисту,
которая создана в соответствии со
стандартом,
регламентирующим
эффективное использование энер-
гии
на тягу
поездов
(EETROP)
и
разработанным в рамках финанси-
руемой ЕС программы RailEnergy.
В связи
с тем
что системы
помо-
щи машинисту все шире использу-
ются во многих странах Европы и
за ее пределами, стандарт EETROP
предусматривает требования к со-
вместимости технологий передачи
и обработки информации, необхо-
димой для оптимизации режимов
ведения
поезда.
Благодаря этому
становится возможным следование
поездов по сетям разных компаний-
операторов с управлением из раз-
ных диспетчерских центров в опти-
мальных с точки зрения энергопо-
требления режимах без предвари-
тельной загрузки соответствующих
данных в бортовые устройства.
Растущий спрос
Рынок систем помощи машини-
сту
растет,
поскольку
железнодо-
рожным компаниям важно сокра-
щать эксплуатационные расходы,
повышать эффективность исполь-
зования энергии и уменьшать воз-
действие на окружающую среду. В
настоящее время известны различ-
ные
автоматизированные
систе-
мы, обеспечивающие снижение по-
требления электроэнергии, однако
их сравнение затруднено тем, что
зачастую они построены на основе
различных компьютерных моделей
и алгоритмов, которые могут при-
меняться только при определенных
условиях.
Системы
помощи
машинисту
могут работать автономно или в ре-
жиме обмена данными с центром
управления движением. Ряд систем
работает только на базе постоянных
данных — например, о составности
поезда, параметрах инфраструкту-
ры, графике движения и т. д„ в дру-
гих системах учитываются также пе-
ременные факторы. Рекомендации
по ведению поезда могут быть под-
готовлены до начала поездки или
обновляться
во
время движения
в соответствии с изменяющимися
условиями. Некоторые рекоменда-
ции могут быть выданы по данным
о поездках, в которых были достиг-
нуты лучшие показатели, например,
по расходу электроэнергии. Инфор-
мация предоставляется машинисту
также различными способами.
Экономия
энергии,
достигае-
мая при использовании подобных
систем, зависит от размеров и рав-
номерности движения
по опреде-
ленной линии, параметров инфра-
структуры и типов поездов. Требо-
вания к точности соблюдения гра-
фика, продолжительности поездки
и принципам использования локо-
мотивов компаниями-операторами
также имеют значение. Таким об-
разом, современные системы помо-
щи машинисту могут быть полезны
сточки зрения увеличения пропуск-
ной способности, повышения точ-
ности выполнения графика и воз-
можности
преодоления
послед-
ствий отклонений от нормального
режима работы.
Рис. 1. Рудовозный поезд на линии
Malmbanan
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
39
предыдущая страница 40 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 42 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст