БЕЗОПАСНОСТЬ Д ВИ Ж ЕН И Я
рабочей системы, мотивация, уро-
вень техники безопасности.
Для исследования процессов об-
работки поступающей информации
человеком применяются современ-
ные системы
моделирования,
ко-
торые
основываются
на
психоло-
гии познания (рис. 2). В этой систе-
ме
восприятие
в
период,
предше-
ствующий
выполнению
каких-то
действий,
находится
в
одной
по-
знавательной
цепочке
с
планом,
имеющимся опытом и возможной
схемой действий. В отличие от про-
стой классической последователь-
ности (восприятие - принятие ре-
шения - действие) эта модель по-
зволяет учитывать многократные
восприятия и получать отображе-
ние
процессов,
которые
начина-
ются не с одиночного восприятия.
Процесс может начаться при нали-
чии первоначального плана и целей,
но может быть запущен на базе по-
вторного восприятия лишь после
прохождения первой познаватель-
ной цепочки.
В
системе
железнодорожного
транспорта
для
предотвращения
крушений и снижения ущерба от
таковых уже существует большое
число систем
безопасности.
Они
должны в рамках представленной
здесь методики моделироваться в
виде
защитных
барьеров:
физи-
ческих или нефизических средств,
которые предназначены для пред-
отвращения, контроля или устра-
нения
нежелательных
событий
или аварийных ситуаций. Это по-
нятие
известно
в
железнодорож-
ной практике и сформулировано в
проекте ROSA, посвященном барь-
ерам и защитным мерам на желез-
нодорожном
транспорте.
Барь-
ерная
функция
отображает
спе-
циальные
виды
мероприятий
и
способы, с помощью которых осу-
ществляется
запрещающее
дей-
ствие. Одна или несколько барьер-
ных систем образуют организаци-
онную или физическую структуру,
без
которой
невозможно
реали-
зовать
запрещающую
функцию.
Рис. 2. Познавательно-логическая цепочка
обработки информации человеком
Кроме того,
имеется
следующая
классификация:
• физические барьеры существу-
ют реально, и благодаря их нали-
чию
могут
быть
предотвращены
нежелательные события или сокра-
щен объем ущерба. Это, например,
стенки, ограды, тупиковые брусья.
В дальнейшем они не будут рассма-
триваться, поскольку их функция
безопасности не связана с действия-
ми человека:
• функциональные барьеры пред-
ставляют собой технические систе-
мы, создающие временные или ло-
гические препятствия, без наличия
которых могут произойти какие-то
нежелательные события. Примером
могут служить установка электро-
механического блок-замка, введе-
ние пароля и др.;
• символьные барьеры могут быть
представлены
в
виде визуальных,
звуковых
или
блокирующих
сиг-
налов человеку, обслуживающему
устройство. Эти барьеры действу-
ют опосредованно в соответствии со
своим назначением. Интерпретация
действий и способ их выполнения
являются
обязательными
компо-
нентами барьерной функции. При-
меры
символьных
барьеров:
сиг-
нальные табло, световые указатели,
предупредительные сигналы;
• нематериальные барьеры физи-
чески не существуют, но функцио-
нируют. Речь идет о правилах и ин-
струкциях, которые человек должен
знать и пользоваться ими в чрезвы-
чайных ситуациях.
Способ действия.
Методика, ис-
пользующая представленные ранее
принципы взаимодействия челове-
ка и машины в рабочих системах, а
также моделирование мер безопас-
ности как барьеров определенного
рода становятся инструментами мо-
делирования системы «Взаимодей-
ствие человека с барьерами». В цен-
тре внимания оказываются следую-
щие вопросы:
• вид
взаимодействия
человека
и машины, при котором будет осу-
ществляться функция безопасности
установленного барьера;
• степень
надежности
барьера,
при котором человек может повли-
ять на функцию безопасности.
Прежде чем анализировать спе-
цифические ограничения при взаи-
модействии
человека
с
машиной,
необходимо идентифицировать эти
ограничения. Предлагается способ,
состоящий из двух частей. Сначала
идентификация
должна
осущест-
вляться на основе функций безопас-
ности, применяемых в методиках
анализа рисков. Для этого пригод-
ны или методы сканирования оши-
бок и дерева событий, или структу-
рированные методы. Только таким
способом
благодаря
идентифика-
ции
можно получить четкую пер-
спективу действий человека, ориен-
тированную на возможные ошибки
и ситуации.
Идентификация
может
быть
проведена
с
помощью
иерархи-
ческого анализа
поступающих за-
даний,
позволяющего
разделить
стоящие перед работником задачи
на определенные части. Действия,
связанные
с
безопасностью,
как
правило, дают указания
на
функ-
ции запрета, адресованные челове-
ку и отображаемые в виде символов
и невещественных барьеров. Дей-
ствия, влекущие за собой выполне-
ние определенных функций (напри-
мер, нажатие на рукоятку бдитель-
ности), могут в случае ошибки акти-
визировать запрещающие команды
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
29
предыдущая страница 30 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 32 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст