БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИ Ж ЕНИ Я
Человеческий
фактор
и безопасность движения
При рассмотрении вопросов безопасности необходимо учиты-
вать не только данные о надежности технических компонентов,
но
и
вероятность ошибок со стороны
обслуживающего пер-
сонала.
Поскольку существующие способы оценки не всегда
адекватны этому требованию, для анализа взаимодействия
человек —машина в железнодорожной системе была разрабо-
тана новая методика.
Значение человеческого фактора
в железнодорожной эксплуатации и
безопасности движения до сих пор
учитывалось
в недостаточной
сте-
пени. хотя европейские нормы EN
50126-1 требуют принимать это об-
стоятельство во внимание. Такая по-
становка вопроса остается достаточ-
но критичной, поскольку причиной
многих
железнодорожных
катаст-
роф являлись как раз ошибки персо-
нала. Несмотря на высокий уровень
автоматизации
и контроля за дей-
ствиями человека, персонал, как и
прежде, несет большую ответствен-
ность за
безопасность железнодо-
рожных
перевозок.
Это
особенно
важно для работы в экстремальных
ситуациях, когда технические сред-
ства защиты перестают функциони-
ровать и персоналу, который обыч-
но довольно редко выполняет эти
функции, приходится брать их на се-
бя. При анализе рисков приходится
учитывать данные о надежности че-
ловека в определенных обстоятель-
ствах. Однако оценить вероятность
ошибочных действий человека до-
статочно сложно, поскольку эта за-
дача является комплексной и для ее
решения, особенно в железнодорож-
ной эксплуатации, еще не выработа-
ны конкретные решения.
Исходные данные
Исходя
из
этих
соображений
институт DLR транспортной систе-
мотехники
разработал
методики
детального анализа и оценки чело-
веческого фактора
на
железнодо-
рожном транспорте. Эти методики
используются для проведения же-
лезнодорожных технических
экс-
пертиз, в том числе в области экс-
плуатационной безопасности.
В ходе разработки методик ис-
следовали
систему
человек — ма-
шина применительно к возможно-
стям человека (машиниста, поезд-
ного диспетчера), а также оценива-
ли надежность человека в условиях
железнодорожной эксплуатации.
На практике нередки случаи, ко-
гда человек принимает неоптималь-
ные решения. Автоматизация все в
большей мере позволяет разгрузить
человека за счет внедрения техни-
ческих
систем,
однако
она
нико-
гда полностью не заменит челове-
ка. Кроме того, автоматика создает
повышенный риск утраты персона-
лом профессиональных навыков в
области контроля и управления все-
ми функциями.
Технические системы способны
страховать человека от неправиль-
ных действий, однако реализация
этого принципа требует больших
затрат.
Постепенное расширение поля
действия служебных предписаний
приводит к значительному услож-
нению рабочих инструкций. Это не
способствует снижению количества
ошибок персонала, а, наоборот, ско-
рее ведет к увеличению вероятно-
сти ошибок.
Для
информации
о
количест-
венном анализе рисков, требуемом
стандартом ЕЫ 50129, данные о на-
дежности человеческого фактора в
определенных
ситуациях
или
об-
ластях деятельности представляют
особый
интерес.
Обычно
при
со-
ставлении дерева отказов
в
рабо-
те технических компонентов при-
чины
их выхода
из строя опреде-
ляют с достаточно высокой точно-
стью. При этом их сопоставляют с
ошибками, допущенными персона-
лом при ручном управлении. Для
оценки таких ошибок существуют
следующие основания:
• на практике принята оценка ста-
тистической
вероятности
возник-
новения ошибок, равная
10
3, хо-
тя еще в 1993 г. специалистами бы-
ло доказано, что этот показатель
пригоден лишь для приблизитель-
ных расчетов.
К тому же возмож-
ности человека варьируются таким
образом, что их нельзя оценить ка-
ким-то постоянным значением:
• в
зависимости
от
различных
стрессовых и конкретных ситуаций
возможности человека в свое вре-
мя разделяли на 18 значений. Одна-
ко более презентативными были ре-
зультаты проведенных еще в 1980-е
годы исследований на электростан-
циях. Система человек — машина с
тех пор претерпела значительные
изменения,
и
теперь
способы
ее
анализа требуют пересмотра, осо-
бенно в части
железнодорожного
транспорта. Кроме того, неизвест-
но, является ли способ, основанный
на оценке имеющихся профессио-
нальных навыков, более надежным
с точки зрения ошибок персонала,
чем метод, базирующийся на общем
объеме знаний или строгом соблю-
дении инструкций;
•анализ
человеческого
факто-
ра используется и в других отрас-
лях
промышленности.
Применяе-
мые аналитические методики, как
правило, очень сложны и требуют
проведения экспертиз на основе на-
учной психологии. Часто высказы-
вается критика по поводу того, что
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
27
предыдущая страница 28 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 30 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст