ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
в других странах, при этом некото-
рые тарифы
ниже уровня, прием-
лемого для пассажиров. Кроме то-
го, отрасль отстает от других в при-
менении интеллектуальных систем
оплаты
(например,
смарт-карт
и
других технологий), являющихся
необходимым условием более гиб-
кого
реагирования
и
повышения
эффективности.
Задачи транспортной
политики
Неясность ситуации.
Отчет фик-
сирует как основной барьер повы-
шения эффективности практику раз-
деления ответственности между ми-
нистерством транспорта и отраслью.
За прошедшие 15 лет произошли уч-
реждение и ликвидация ведомства
пассажирских
франшиз
(Office
of
Passenger Rail Franchising), админи-
страции Strategic Rail Authority, кол-
лапс компании
Railtrack, реформа
ведомства регулирования (Office of
Rail Regulation) и усилилось регла-
ментирование со стороны министер-
ства
транспорта.
Взаимодействие
между Network Rail и операторски-
ми компаниями организовано не на
должном уровне в силу того, что их
деятельность
определяется
совер-
шенно разными стимулами.
Выражено предположение, что,
с одной стороны, отрасль не была
наделена ответственностью в той
степени, которая необходима для
активизации деятельности по сни-
жению расходов; с другой стороны,
современная ситуация отражает по-
ложение, когда, по мнению многих
наблюдателей, степень вовлечения
министерства в решение вопросов
железнодорожного транспорта да-
же превосходит ту, что была до его
приватизации, а
политика
прави-
тельства недостаточно ясно выра-
жена и доведена по заинтересован-
ных сторон.
Рекомендовано более четко про-
писать роли правительства и пред-
приятий отрасли с более явным ак-
центом на сокращение расходов. В
12
частности, следовало бы наделить
частный
сектор
более
совершен-
ными четкими стимулами
и сред-
ствами
поощрения
инноваций
и
эффективности с точки зрения как
коммерческой деятельности, так и
обеспечения
показателей,
огово-
ренных правительством. В этом ас-
пекте важно интегрировать поли-
тику в области железных дорог со
стратегиями
развития
других
ви-
дов транспорта,
чтобы
была
оче-
видна связь
между расходами
на
рельсовый транспорт и
ключевы-
ми приоритетами.
Определение ролей.
В
широком
смысле в задачи правительства (ми-
нистерства транспорта) входит сфор-
мулировать, какие услуги должны
оказывать железные дороги, а зада-
ча отрасли — определить, как это сде-
лать, и обеспечить выполнение по-
ставленных задач. Соответственно,
министерство транспорта выбирает
направления развития, уровень до-
ступных инвестиций, определяет це-
ли и задачи; кроме того, оно должно
периодически (при участии ведом-
ства регулирования)контролировать
эффективность
и
производитель-
ность железнодорожной системы в
целом, чтобы выявлять области, тре-
бующие изменения в подходах. По-
добные ревизии целесообразно про-
водить в соответствии с подготовкой
очередных документов
High-Level
Output Specification (HLOS) и State-
ment of Funds Available (SoFA). От-
чет рекомендует сохранить этот по-
рядок, но дополнить процесс реви-
зии HLOS/SoFA постановкой задач
по сокращению расходов.
Отдельные
компании-операто-
ры решают свои собственные ком-
мерческие задачи в рамках имею-
щихся
франшиз,
лицензий
и
сти-
мулов, заданных правительством и
ведомством регулирования. Важно,
чтобы эти рамки не препятствовали
достижению общеотраслевых целей.
В отчете поддерживаются пред-
ложения правительства по рефор-
ме системы пассажирских франшиз
в сторону удлинения их сроков (до
15 лет по сравнению с нынешними
7 годами) в целях поощрения инве-
стиционной
деятельности
компа-
ний-операторов, упрощения разно-
го рода процедур и изменения си-
стемы поддержки доходов. Кроме
того, рекомендовано усилить моти-
вацию пассажирских компаний по
сокращению удельных расходов.
Отчет рекомендует создать но-
вую структуру Rail Delivery Group
(RDG),
объединяющую
предста-
вителей
крупных
компаний.
От-
расль отреагировала
на это пред-
ложение буквально мгновенно об-
разованием такой группы, объеди-
нившей 11 компаний: Network Rail,
FirstGroup, National Express, Direct-
ly Operated Railways, Go-Ahead, Ar-
riva, Freightliner, Virgin Trains, Stage-
coach, DB Schenker и Abellio. Потре-
буется время, чтобы решить, какой
степенью
ответственности
наде-
лить группу RDG в части координа-
ции вопросов на системном уровне.
Выражена идея учреждения нового
агентства Rail Systems, сферой ком-
петенции которого в координации с
министерством транспорта, компа-
нией Network Rail, ведомствами ре-
гулирования (ORR) и по вопросам
безопасности и стандартов (RSSB)
будет идентификация новых мето-
дов эксплуатации и технологий, мо-
ниторинг системных вопросов и ад-
министрирование отдельных про-
ектов отраслевого значения.
Обосновано функционирование
единого регулирующего ведомства
за
счет
передачи
министерством
транспорта
ведомству
ORR
функ-
ций надзора за тарифами, деятель-
ности по франшизам и обязательств
по обслуживанию пассажиров, что-
бы уйти от современной ситуации,
когда министерство выполняет обе
функции: распределения и регули-
рования франшиз. Таким образом
будет реализована генеральная фи-
лософия наделения отрасли боль-
шей
степенью
ответственности
и
меньшей степенью вовлечения ми-
нистерства в вопросы менее широ-
кого масштаба.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №9
предыдущая страница 13 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн следующая страница 15 Железные дороги мира 2011 09 читать онлайн Домой Выключить/включить текст