ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ
ПУТИ
Подшпальные
подкладки
в
пути
на балласте
Рост объемов перевозок и скорости движения поездов приво-
дит к интенсификации процессов ухудшения состояния верх-
него строения пути,
что обусловливает увеличение расходов
на его текущее содержание.
Применение упругих подкладок
под железобетонными шпалами значительно замедляет темпы
разрушения балласта, продлевает срок службы при сокраще-
нии расходов на текущее содержание.
Несмотря
на расширение в по-
следние годы масштабов использо-
вания пути на плитном основании,
традиционный путь на балласте ос-
тается стандартным
на
подавляю-
щем большинстве железных дорог,
и не только на линиях со смешан-
ным
движением,
но
и
на
специа-
лизированных
высокоскоростных
пассажирских
и
грузовых
с
высо-
кими осевыми нагрузками.
При этом наиболее подвержен-
ным
износу компонентом
верхне-
го строения пути в настоящее вре-
мя является балласт. Если шпалы из
предварительно напряженного бе-
тона и высокопрочные рельсы по-
стоянно
совершенствовались,
то
высококачественные, устойчивые
к
износу
балластные
материалы,
например базальт, становятся все
менее доступными для
железных
Рис. 1. Упругие подшпальные проклад-
ки компании Getzner Werkstoffe (фото:
Getzner Werkstoffe)
дорог.
Это
приводит
к
тому,
что
качество даже
новой
балластной
призмы быстро ухудшается.
В связи с этим
возникла
необ-
ходимость в разработке и
внедре-
нии
инновационных технических
решений, обеспечивающих сниже-
ние нагрузок, действующих на бал-
ластный слой.
Инновационное решение
Важным шагом в этом направле-
нии стала разработка упругих под-
кладок из синтетических материа-
лов, предназначенных для исполь-
зования
под
железобетонными
шпалами. Они позволяют реализо-
вать у железобетонных шпал неко-
торые положительные характери-
стики деревянных. В частности, за
счет вдавливания частиц балласта в
подкладку под опорной поверхно-
стью железобетонной
шпалы уве-
личивается
площадь контакта
ме-
жду
этими
элементами
верхнего
строения пути, и воздействующие
на поверхность балластной призмы
усилия распределяются на большей
площади, и, соответственно, умень-
шаются нагрузки, воздействующие
на отдельные частицы балласта.
Осадка пути как непосредствен-
но после выполнения операций по
текущему содержанию, так и в про-
цессе эксплуатации
вызывается
в
основном дроблением частиц бал-
ласта.
После проведения типовой
процедуры
восстановления
опти-
мальной геометрии рельсовой ко-
леи в плане и профиле и подбивки
шпал доля площади контакта стан-
дартных
железобетонных
шпал
с
балластом составляет от 3 до 12%
общей площади опорной поверхно-
сти шпал. Использование упругих
подкладок позволяет увеличить эту
долю до 30% и существенно снизить
темп
ухудшения
геометрических
параметров верхнего строения пу-
ти в процессе эксплуатации.
Как показал опыт Федеральных
железных
дорог
Австрии
(ОВВ),
применение упругих подкладок по-
зволяет
оптимизировать
общую
жесткость
верхнего
строения
пу-
ти
и создает возможность для
ис-
пользования
специальных
техно-
логий строительства на некоторых
специфических участках, например
при переходе от пути на земляном
полотне
к
мостовым
конструкци-
ям или от пути на плитном основа-
нии к обычному на балласте. В це-
лях предотвращения дефектов пу-
ти
на таких участках необходимо
точно определить требуемые в дан-
ном случае рабочие параметры ма-
териала
упругой
подкладки.
Ана-
логичные требования
важны
при
использовании подкладок с целью
снижения уровня вибраций в тонне-
лях или на участках, проходящих в
районах жилой застройки. В связи
с этим потребовались дополнитель-
ные исследования для определения
оптимальной жесткости синтетиче-
ских материалов, используемых для
изготовления таких подкладок.
Организация исследований
На участках пути в прямых, по-
мимо снижения напряжений в бал-
ласте, подшпальные подкладки бла-
годаря
своим упругим
характери-
стикам способны существенно вли-
ять на рабочие параметры верхнего
строения пути в целом и изменять
их в положительном направлении.
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
предыдущая страница 75 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 77 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст