СТАНДАРТИЗАЦИЯ
О
стандартизации
пассажирского
подвижного состава
в Северной Америке
Федеральная транспортная администрация США (РТА) и Амери-
канская ассоциация общественного транспорта (АРТА) готовят
документацию по новому стандартизированному подвижному
составу рельсового транспорта облегченного типа. Возможно,
это позволит создать не менее удачные вагоны, чем выпускав-
шиеся в 1930-1950-х годах трамваи семейства РСС. Проблемы
стандартизации важны также и для компании АпгЦгак,
выпол-
няющей междугородные пассажирские перевозки.
Специалисты уверены в положи-
тельной роли стандартизации как
для компаний-изготовителей, так
и для операторов. Однако некото-
рые внешние факторы, в том числе
физические, психологические и по-
литические, наряду с неизбежным
процессом
развития
технических
средств и технологий существенно
затрудняют создание стандартизи-
рованного
пассажирского
вагона
для систем городского рельсового
транспорта Северной Америки. По-
этому перспективы очередной по-
пытки решения этой задачи остают-
ся неопределенными.
Стандартизации может препят-
ствовать. например, наличие в от-
дельных городах (в частности, в Бо-
стоне. Чикаго, Нью-Йорке и Торон-
то)
систем
со сформировавшими-
ся специфическими требованиями,
обусловленными
местными
осо-
бенностями, включая размеры ва-
гонов, на которые, в свою очередь,
влияют геометрия пути, габариты
тоннелей, характеристики систем
электроснабжения и сигнализации.
Влиять на эти параметры достаточ-
но трудно.
Определенное значение имеют
также субъективные предпочтения
лиц, принимающих решения. В слу-
чае рассмотрения вопроса о созда-
нии новой транспортной системы
это может проявляться при выбо-
ре между рельсовым транспортом
облегченного типа, традиционным
трамваем, метрополитеном или ав-
тобусом. Например, на представи-
телей какой-либо местной админи-
страции произвела впечатление ус-
пешная работа новой линии рельсо-
вого транспорта облегченного типа
в Портленде, и на этом основании
принимается
решение
о
сооруже-
нии подобной транспортной систе-
мы. Однако вопрос о стандартиза-
ции при этом не рассматривается.
Тем не менее, даже если удает-
ся преодолеть все эти препятствия,
в случае увеличения стоимости по-
движного состава при заключении
контрактов
прежде
всего
имеют
значение сроки и условия поставок,
а не технические требования.
Преимущества
стандартизации
В качестве довода в пользу стан-
дартизации
можно
отметить
по
меньшей
мере одно
несомненное
достижение: успех вагонов трамвая
семейства РСС (Presidents’ Confer-
ence
Committee).
В
1930-х
годах
они появились во многих городах
Северной Америки и превосходно
показали
себя
в течение несколь-
ких десятилетий эксплуатации.
В
Питтсбурге
трамваи
семейства
РСС эксплуатировались до 1999 г.,
в Ньюарке — до 2001 г. В Сан-Фран-
циско (рис. 1), Бостоне и Филадель-
фии несколько вагонов данного се-
мейства работают до сих пор. Кон-
струкция
вагонов
семейства
РСС
оказала значительное влияние на
развитие трамваестроения не толь-
ко в Северной Америке, но и в Евро-
пе и бывшем СССР.
Кузова
вагонов
РСС
выпуска-
ли компании St. Louis Car, Pullman
Standard и Canadian Car and Found-
ry.
Комплектующие
изделия
для
них
поставляли
многочисленные
промышленные
компании,
в
том
числе такие известные, как Gener-
al Electric и Westinghouse.
Учитывая успешный опыт про-
изводства и эксплуатации вагонов
РСС и принимая во внимание, что
трамвай
и
рельсовый
транспорт
облегченного типа в США и Кана-
де продолжают быстро развивать-
ся, можно надеяться, что стандар-
тизация имеет более высокие шан-
сы
в этой
подотрасли
рельсового
подвижного состава по сравнению
с остальными.
Стандартизация
не
означа-
ет
обязательности
изготовления
полностью
идентичных
изделий.
Однако
она
позволит
удовлетво-
Рис. 1. Трамвайный вагон семейства РСС
в Сан-Франциско
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
предыдущая страница 42 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 44 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст