ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Рис. 5. Рельсовый автобус серии 153 сообщения
Дерби — Ноттингем на станции Дерби
Пригородное сообщение.
От Дер-
би до Ноттингема — 22,5 км (рис. 5).
Высокая плотность движения на ав-
томобильной дороге и частое сле-
дование поездов, казалось бы, бла-
гоприятствуют
выбору
в
пользу
железной дороги.
Цена билета на
поезд равна 6,50 ф. ст. (туда и обрат-
но), что соответствует 0,14 ф. ст./км,
т.е. стоимости поездки в автомоби-
ле. Однако сюда следует добавить
11
ф.
ст.
за
парковку на
станции,
так что фактическая стоимость по-
вышается до 0,39 ф. ст./км. Поэто-
му многие предпочитают поездку
в автомобиле, и эта тенденция со-
хранится даже при некотором удо-
рожании топлива.
Региональное сообщение.
От Дер-
би до Лидса — 105 км. Цена билета
туда
и
обратно
на
часто
следую-
щие поезда Voyager равна 39,50 ф.
ст. Если прибавить плату за парков-
ку
(11
ф. ст.), стоимость поездки
по железной дороге составит 0,24
ф. ст./км, что заметно выше, чем ба-
зовые 0,14 ф. ст./км. При гипотети-
ческом удорожании топлива в 2 ра-
за стоимость поездки по железной
дороге
повысится до 41,08
ф.
ст.,
или до 0,24 ф. ст./км, а в автомо-
биле — до 0,21
ф. ст. /км, что уже
вполне сравнимо,
и
выбор может
определяться
иными
факторами,
например относительной
незагру-
женностью автомобильной дороги.
Еще
один
пример.
От
Дер-
би до Бирмингема — 57,5 км. Сум-
мируя
цену
билета
туда
и
обрат-
но
(15,50
ф.
ст.)
и
плату
за
пар-
ковку (11 ф. ст.), получим общую
стоимость
поездки
по
железной
дороге,
равную
25,50
ф.
ст.,
или
0,26 ф. ст./км. Это дешевле, чем в
пригородном железнодорожном со-
общении, и примерно соответству-
ет стоимости поездки в автомобиле
при удорожании топлива в 2 раза, и
в таком случае железная дорога мо-
жет быть конкурентоспособной.
Междугородное
сообщение.
От
Дерби до Лондона — 171 км.
В ме-
ждугородных сообщениях железно-
дорожный транспорт вполне конку-
рентоспособен. На данном маршру-
те суммарная стоимость поездки ту-
да и обратно составляет 171 ф. ст.,
что
соответствует
весьма
внуши-
тельным 0.49 ф. ст./км, но, несмо-
тря на это, вместимость поездов ис-
пользуется практически полностью,
поскольку здесь главное — не цена,
а время. Удорожание топлива в 2
раза не окажет заметного влияния
на ситуацию, так как она и без того
благоприятна для железной доро-
ги, а привлечение дополнительных
пассажиров
может
создать
пере-
грузку, справиться с которой будет
возможно в первую очередь увели-
чением
провозной
способности
и
во вторую — повышением скорости
движения поездов.
Факторы влияния на развитие
железных дорог
Система франшиз
Действующая
в
пассажирских
сообщениях на железных дорогах
Великобритании система франшиз
удовлетворительно функциониру-
ет
в
условиях
относительно
мед-
ленных
изменений
перевозочной
ситуации.
Необходимы
стимулы,
чтобы
удовлетворить
возрастаю-
щий
спрос
путем
назначения
до-
полнительных поездов без пересмо-
тра условий франшизы, и контракт-
ные механизмы, допускающие уве-
личение парка и инфраструктурные
изменения.
Аргументом против такого под-
хода и дополнительных
расходов
могут быть
возражения
со сторо-
ны налогоплательщиков (которые
и
оплачивают
новые
поезда),
по-
скольку затраты на новый подвиж-
ной состав не покрываются дохода-
ми от оплаты проезда.
В рассмотренных примерах при-
нималось,
что
рост цен
на
нефть
приведет к некоторому повышению
платы за проезд. На практике такое
повышение предоставляет возмож-
ность сдерживать рост объема пе-
ревозок, т.е.
ведет к
сохранению
устойчивого состояния.
Рост стоимости поездки для пас-
сажиров неизбежен, но он помога-
ет уменьшить разрыв между затра-
тами на новый подвижной состав и
доходами от его эксплуатации. Ес-
ли к тому же (как то рекомендует
подготовленный
группой
специа-
листов
отчет
Realising
the
Poten-
tial of GB Rail) будет реализовано
26
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011,№8
предыдущая страница 27 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 29 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст