ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Рис. 3. Встреча двух поездов Pendolino на магистрали Западного побережья
(фото: Virgin Trains)
более чем 55 лет общий объем пас-
сажирских
перевозок увеличился
почти в 4 раза, и главным образом
за счет автомобильного транспор-
та. Впрочем, как отмечено выше, в
последние годы автомобильные пе-
ревозки стабилизировались и даже
несколько уменьшились. Железно-
дорожные перевозки поддержива-
лись на сравнительно низком уров-
не, но наметилась тенденция к их
увеличению. Правда, их доля в об-
щем
объеме остается
небольшой,
примерно в 10 раз меньшей, чем до-
ля автомобильного транспорта.
Некоторое, пока незначительное
перераспределение пассажиропото-
ков в пользу железных дорог отча-
сти объясняется различием в доле
топливной составляющей в общих
эксплуатационных расходах. Так, у
легковых автомобилей старой
по-
стройки эта доля равна 35%, у но-
вых легковых автомобилей — 23%,
у самолетов — 16%, у автобусов —
11%, у железнодорожного подвиж-
ного состава — 4%, причем эта до-
ля может еще уменьшиться при рас-
ширении полигона электрической
тяги. Естественно, автомобильный
транспорт более чувствителен к из-
менениям цен на нефть.
Между прочим, по объему пас-
сажирских
междугородных
пере-
возок
железнодорожный
транс-
порт,
во
многом
благодаря
сво-
ей энергетической эффективности,
существенно опережает воздушный
транспорт (рис. 2). При этом мож-
но видеть, что год от года имеют ме-
сто существенные колебания этого
показателя вследствие воздействия
разного рода факторов. Так, отри-
цательным фактором стало круше-
ние в Хатфилде в 2000 г., положи-
тельным — ввод в обращение ком-
панией-оператором
Virgin
Trains
скоростных электропоездов Pendo-
lino на магистрали Западного побе-
режья (рис. 3).
Основным конкурентом желез-
ных
дорог
является
автомобиль-
ный транспорт. Но если на желез-
ные
дороги
перейдет
всего
20%
объема перевозок автомобильного
транспорта, это будет эквивалент-
но
200%-ному увеличению
объе-
ма перевозок на железнодорожном
транспорте, чего последний освоить
просто не в состоянии, поскольку с
трудом
справляется
с
нынешним
приростом. К тому же большинство
поездок на автомобилях совершает-
ся на малые расстояния (в среднем
порядка 11 км), и в этом случае для
приема таких перевозок лучше при-
способлен рельсовый транспорт об-
легченного типа. Железным доро-
гам интересны поездки на расстоя-
ния
порядка
80 км,
и,
хотя
на
ав-
томобильном транспорте на такие
поездки приходится лишь 3% объе-
ма перевозок (но
14% пассажиро-
оборота), за них стоит побороться
в перспективе.
Примеры конкуренции
Есть много причин, обусловли
вающих
выбор
пассажиром
того
или иного вида транспорта. Одна из
них — расходы. Известно, что уве-
личение стоимости
эксплуатации
автомобилей
способствует прито-
ку пассажиров на железную доро-
гу, и это во многом зависит от це-
ны на топливо. Важна также стои-
мость билета.
Можно рассмотреть несколько
примеров, иллюстрирующих веро-
ятность выбора между автомобиль-
ным и железнодорожным транспор-
том, когда необходимо проехать из
Дерби (рис. 4) в какой-либо другой
город. При этом расходы на поезд-
ку в автомобиле принимаются рав-
ными 0,14 ф. ст./км.
Рис. 4. Фрагмент расписания поездов по станции Дерби — начальному пункту рассматри-
ваемых сообщений
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
предыдущая страница 26 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 28 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст