ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Шансы
для железных дорог
Великобритании
По общему мнению,
железнодорожный транспорт благодаря
растущим ценам на нефть и ряду других факторов имеет наи-
лучшие шансы для
развития
с тех пор,
как закончилась эра
паровозов. Эксперт лизинговой компании Рог^егЬгоок рассма-
тривает положительные и отрицательные стороны ситуации,
сложившейся в настоящее время на железных дорогах Вели-
кобритании, и возможности ее улучшения.
В настоящее время ни одно от-
раслевое
мероприятие
в
Велико-
британии не обходится без оценки
того, как работают железные доро-
ги страны
после приватизации.
С
1994 г. объем пассажирских перево-
зок возрос на 71 %, до 1,26 млрд пас-
сажиров в год, а пассажирооборот
достиг 70 млрд пассажиро-км. Эти
показатели впечатляют, но только
до тех пор, пока речь не пойдет о за-
тратах: перевозка одного пассажира
сейчас обходится дороже, чем ко-
гда бы то ни было, причем не толь-
ко из-за увеличения стоимости по-
движного состава вследствие улуч-
шения его технико-эксплуатацион-
ных
характеристик
и
повышения
уровня комфорта для пассажиров.
Железнодорожному транспорту
важны большие объемы, поскольку
по своей природе он предназначен
для массового перемещения людей
и грузов. Железным дорогам при-
сущи
также
большие
затраты
на
инфраструктуру, и чем на больший
объем перевозок людей и грузов эти
затраты можно разделить, тем луч-
ше. Так что причиной увеличения
удельных
расходов
на
пассажир-
ские перевозки является то, что об-
щие затраты растут быстрее объе-
мов перевозок.
Когда
оператор
берет
в
арен-
ду
подвижной
состав, он
в
целях
получения
максимальной выгоды
стремится
использовать
его
как
можно более интенсивно, что и на-
блюдается
в
последние
годы.
Со-
кращаются
непроизводительные
простои, и теперь одним и тем же
числом
вагонов
можно
перевезти
больше пассажиров. Действитель-
но, при существенном росте объе-
мов перевозок общая численность
парка моторвагонного подвижного
состава
(поезда
на локомотивной
тяге ввиду их малой доли можно из
рассмотрения исключить) осталась
практически неизменной (таблица).
Бум
строительства
нового
по-
движного состава для местных со-
общений в 1980-х годах базировал-
ся на соотношении два новых ваго-
на вместо трех старых. Увеличение
частоты курсирования поездов по-
родило
дополнительный
объем
спроса,
который удалось освоить
небольшим дополнительным
чис-
лом дизель-поездов.
Местные и
позднее региональ-
ные сообщения генерировали при-
рост перевозок, который не смогли
освоить. В этом случае превалиро-
вал принцип «устойчивого состоя-
ния»:
рост
перевозок
был
искус-
ственно
ограничен
наличным
по-
движным составом. Недавнее повы-
шение проездной платы и отзывы
пассажиров
в
социальных
сетях
косвенно
свидетельствуют о
том,
что общая пассажировместимость
имеющегося парка вновь становит-
ся преградой для освоения растуще-
го объема перевозок.
Имеет
смысл
рассмотреть,
ка-
ким
образом
приватизированные
железные дороги Великобритании
оказались в подобном устойчивом
состоянии,
не
претерпевающем
серьезных изменений на протяже-
нии нескольких десятилетий. Так,
практически
не
изменилась
чис-
ленность парка подвижного соста-
ва, равно как и время движения по-
ездов между конечными пунктами
(за исключением магистрали Запад-
ного побережья, где введены в об-
ращение скоростные электропоез-
да семейства РепбоПпо из вагонов с
наклоняемыми кузовами). Способ-
ность нового подвижного состава
Численность парка моторвагонного подвижного состава железных дорог
Великобритании
Вид подвижного состава
Число вагонов, ед.,
по годам
1985
2011
Дизель-поезда и рельсовые автобусы первого поколения
2149
2
Дизель-поезда и рельсовые автобусы второго поколения
262
2285
Дизель-поезда (с электрической передачей) и рельсовые ав-
тобусы, эксплуатируемые в Южном регионе
270
о
Всего вагонов дизель-поездов и рельсовых автобусов
2681
2287
Электропоезда переменного тока
2462
3139
Электропоезда постоянного тока
4337
4073
Всего вагонов электропоездов
6799
7212
Итого
9480
9499
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
23
предыдущая страница 24 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 26 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст