ПРОГНО
Грузооборот, млрдткм
202
116
96
2008
2009
Доля железных
дорог, %
О
О
13,0
16,Г
21,0
•Доля железных дорог
на рынке грузовых
перевозок Германии
в 2009 г.
Рис. 12. Прогноз грузооборота на железнодорожном транспорте Германии в 2025 г.
ет от 13 до 21% (в 2008 г. — 17,3%,
в 2009 г. — 16,1%). Столь большой
перепад между границами коридора
обусловлен невозможностью точнее
спрогнозировать динамику внешних
факторов — изменение цен на топ-
ливо, пошлины на грузовые автомо-
бильные перевозки и т.д. Рост поч-
ти на 5% по сравнению с 2009 г. воз-
можен в случае, если своевременно
будут устранены узкие места в ин-
фраструктуре железных дорог.
Ужесточение конкуренции
в отрасли
Дальнейшее падение доли DB на
рынке грузовых железнодорожных
перевозок (до 75% в 2009 г.) стало
логическим следствием предприни-
маемых государством мер по либе-
рализации отрасли. В 2025 г. струк-
тура этого рынка будет отличаться
от существующей:
• бывшие государственные желез-
ные дороги европейских стран, ак-
тивно
продвигающиеся
на
между-
народные рынки, смогут увеличить
свою долю в Германии, хотя грузо-
вая
компания
DB Schenker сохра-
нит
лидирующие
позиции.
В
це-
лом будет происходить консолида-
ция рынка вокруг бывших государ-
ственных железных дорог, в пользу
которых говорят крупные размеры
бизнеса и поддержка планов экспан-
ции со стороны политиков, а также
неудачи в реструктуризации других
железных
дорог,
располагающих
малыми национальными рынками;
• малые частные железные доро-
ги по-прежнему не будут оказывать
заметного влияния на рынок в сфере
традиционных грузовых перевозок,
в том числе дальних.
В настоящее
время в Германии действует лишь
небольшое число независимых же-
лезных дорог с долей рынка у каж-
дой менее 1%
(исключение — ком-
пания Häfen und Güterverkehr Köln,
принадлежащая г. Кёльну, с долей
рынка 2,3%). Другие компании заня-
ты преимущественно региональны-
ми перевозками. Железнодорожные
перевозки потеряли привлекатель-
ность для частных инвесторов еще
до кризиса 2008 - 2009 гг. Доли рын-
ка будут и далее переходить от част-
ных железных дорог к бывшим го-
сударственным,
которые
продол-
жат интенсивную конкуренцию ме-
жду собой.
Невысокая прибыльность
Конкуренция сохранит на
низ-
ком уровне рентабельность грузо-
вых железнодорожных перевозок
(от 7 до 9% без учета циклических
перепадов), однако этого достаточ-
но для реинвестиций.
Некоторый
рост прибыльности в этом секторе
обусловлен стратегической ролью
железных дорог для немецкой про-
мышленности и их значением как
экологически
чистого вида транс-
порта,
что
будет
побуждать
госу-
дарство к установлению условий,
при которых положение железных
дорог по сравнению с автомобиль-
ным транспортом заметно улучшит-
ся. К числу возможных действий го-
сударства можно отнести назначе-
ние низкой платы за пользование
инфраструктурой или
повышение
налогов за эмиссию СО , для других
видов транспорта.
Повышению прибыльности же-
лезных дорог будут также способ-
ствовать введение индустриальных
подходов
к
производству
транс-
портных услуг и новые предложе-
ния для клиентуры.
Железнодорожная
инфраструктура
Развитие железнодорожной ин-
фраструктуры является обязатель-
ным условием для реализации бла-
гоприятных
прогнозов
в
отноше-
нии пассажирских и грузовых пере-
возок. Своевременное выполнение
существующих
программ
строи-
тельства
и
модернизации
инфра-
структурных
объектов
позволит
в
ближайшие
15 лет решить
про-
блемы недостаточной пропускной
способности.
DB Netz — оператор инфраструк-
туры железных дорог Германии в
2025
г.,
как и
в настоящее время,
будет
предоставлять
компаниям-
перевозчикам недискриминацион-
ный доступ к железнодорожной се-
ти, станциям и энергии на тягу по-
ездов.
Предоставление
ниток
гра-
фика для зарубежных операторов и
гармонизация условий доступа к се-
ти будут способствовать улучшению
эксплуатационной совместимости в
международных сообщениях.
Потребности в инфраструктуре
Основные маршруты грузовых
перевозок в Германии проходят ме-
жду морскими портами и промыш-
ленными
центрами.
Вследствие
географического положения стра-
ны многие грузы являются транзит-
ными в направлении с севера на юг.
Эти коридоры уже сейчас являются
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
19
предыдущая страница 20 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 22 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст