ПРОГНОЗ
15%. Это будет способствовать уси-
лению позиций железных дорог на
фоне других видов транспорта, ко-
торые не смогут добиться столь зна-
чительного увеличения загрузки и
потому будут сильнее зависеть от
роста цен на энергию.
На железных дорогах затраты на
топливо и электроэнергию форми-
руют не более 10% общих расходов
в пассажирских сообщениях. На ав-
томобильном транспорте расходы
на топливо составляют примерно
треть общих расходов, на воздуш-
ном — от 20 до 30%. Рост эффектив-
ности двигателей автомобилей и са-
молетов
будет
перекрываться
ра-
стущими ценами на энергию. Таким
образом, при росте затрат на энер-
гию позиции железных дорог будут
укрепляться. Этот процесс может
замедлиться, если столь же быстро
будут снижаться расходы
в сфере
индивидуального автомобильного
транспорта (например, будут пред-
ложены сверхдешевые автомобили
по цене менее 2000 евро, как это де-
лается сейчас в Индии).
Рост доли
железных
дорог
на
рынке
пассажирских
перевозок
вследствие ожидаемого относитель-
ного ухудшения экономической эф-
фективности других
видов
транс-
порта составит от 2 до 3%.
Кроме того,
наблюдаются
тен-
денции, которые будут способство-
вать дальнейшему укреплению по-
зиций железных дорог:
• уже сейчас среди молодежи до
30 лет автомобиль перестал быть
статусной покупкой. К 2025 г. мо-
гут возникнуть новые модели кол-
лективного владения автотранспор-
том, причем их развитие ускорит-
ся, если экономическая эффектив-
ность автомобильного транспорта
заметно ухудшится. Оценить влия-
ние этого явления на распределение
транспортного рынка пока не пред-
ставляется возможным;
• реализация уже принятых в на-
стоящее время экологических ини-
циатив
усилит
давление
на
воз-
душный
и
автомобильный
транс-
порт, которое выразится в повыше-
нии налогов и ужесточении
норм
на
вредные
выбросы.
В
выигры-
ше окажутся железные дороги. Ес-
ли же будут поставлены еще более
радикальные цели по сохранению
климата, то позиции железных до-
рог по отношению к другим видам
транспорта еще более усилятся. Од-
нако вероятность воплощения этого
сценария невелика.
Наряду
с этими
позитивными
факторами существуют риски, спо-
собные негативно повлиять на раз-
витие
рельсового
пассажирского
транспорта:
• сокращение
государственного
финансирования
местных
перево-
зок
в
неблагополучных
регионах
и
недостаточное финансирование
развития рельсового транспорта в
крупных агломерациях;
•концентрация
внимания
на
стоимости
при
проведении тенде-
ров на местные железнодорожные
перевозки,
что
будет
тормозить
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км
Доля
железных дорог, %
О
О
9,0
9,8*
13,0
•Доля железных дорог
на рынке пассажирских
перевозок Германии
в 2009 г.
Рис. 7. Развитие пассажирских железнодорожных перевозок
внедрение
инноваций.
Это
осо-
бенно
опасно
при
заключении
договоров
на
длительный
срок
(10-15 лет). Эффект от внедрения
инноваций и повышение качества
услуг возможны только при нали-
чии у компании-перевозчика опре-
деленной свободы маневра при со-
ставлении
расписаний,
определе-
нии тарифов, выборе подвижного
состава, концепции продаж и т.п.;
• успешное развитие рынка даль-
них автобусных перевозок. Заплани-
рованная либерализация этого рын-
ка
может привести
к небольшому
сокращению доли железных дорог.
Однако
клиентами
этого
сегмен-
та
недорогих перевозок станут не
столько пассажиры, пользующиеся
железными дорогами, сколько но-
вые пользователи и люди, предпо-
читавшие ранее личные автомобили.
Кроме того,
возможно
возник-
новение
новых
тенденций,
кото-
рые нарушат позитивное развитие
железных дорог:
• с усиленным внедрением элек-
тронных
средств
коммуникаций
(например, видеоконференции) со-
кратится
потребность
в
деловых
и
индивидуальных
поездках.
Это
касается также и поездок к месту
работы;
• резкое
ухудшение
криминаль-
ной
обстановки
(как
это
было
в
Нью-Йорке в
1980-е годы), страх
перед терактами и эпидемиями мо-
гут отпугнуть население от общест-
венного транспорта.
Как позитивные, так и негатив-
ные
факторы
трудно
оценить
ко-
личественно. В связи с этим разум-
нее определить возможный коридор
прогнозов. При позитивном разви-
тии доля
железных дорог на
рын-
ке пассажирских перевозок возрас-
тет с 10% в 2009 г. до 13% в 2025 г.,
при негативном развитии может сни-
зиться до 9% (рис. 7). С учетом спро-
са, соответствующего разным сцена-
риям развития экономики, в 2025 г.
для
пассажирских
железнодорож-
ных перевозок ожидаются следую-
щие показатели:
при доле
13% на
14
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
предыдущая страница 15 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 17 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст