ПРОГНОЗ
отчасти
демографического
разви-
тия.
Процессы
урбанизации
и
су-
бурбанизации в меньшей степени
зависят от рассматриваемых сцена-
риев развития экономики.
На грузовые железнодорожные
перевозки
будут
позитивно
вли-
ять увеличение импорта и экспорта,
рост экономики (в оптимистичном и
базовом сценариях) и инвестиции в
инфраструктуру. Для пассажирских
перевозок ключевое значение будут
иметь доход на душу населения, рост
доли работающих (по отношению к
общей численности населения) и —
при оптимистичном сценарии — реа-
лизация государственных программ
развития пассажирских сообщений.
Негативными факторами станут раз-
витие демографической ситуации и
увеличение числа слабозаселенных
регионов.
Перспективы железных дорог
как транспортной системы
К 2025 г. произойдут существен-
ные изменения на рельсовом транс-
порте Германии по сравнению с се-
годняшним днем.
Как в пассажир-
ском, так и в грузовом сообщениях
клиентам будут предложены более
привлекательные
услуги
с
точки
зрения доступности, скорости дви-
жения. точности соблюдения распи-
саний и стыкования разных видов
транспорта. При этом решающие ин-
новации будут реализованы в сфере
взаимодействия клиента с железной
дорогой и организации
перевозок
(мультимодальные
услуги,
новые
методы планирования перевозок и
управления движением поездов, оп-
тимизация расписаний движения и
эксплуатации в международном со-
общении), а не в конструкциях по-
движного состава, тягового приво-
да, наращивании провозной способ-
ности инфраструктуры и развитии
систем СЦБ. Исключением являет-
ся европейская система управления
движением поездов ETCS, которая
хотя
и не превосходит сегодня
по
своим техническим возможностям
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
р
АЛС на основе индуктивных шлей-
фов, применяемую на ряде линий
ОВ , но обеспечивает значительный
экономический эффект в случае ее
внедрения в масштабах Европы.
Технический прогресс и поэтап-
ное сближение технических
стан-
дартов в странах Европы будут спо-
собствовать
лучшему
использо-
ванию
пропускной
способности
инфраструктуры. Вместе с тем же-
лезнодорожный
транспорт
в
Гер-
мании как система сохранит высо-
кий уровень сложности, что требует
тесного взаимодействия между опе-
раторами
инфраструктуры
и
ком-
паниями, занятыми перевозочной
деятельностью.
Пассажирские перевозки
Роль
железнодорожных
пасса-
жирских
сообщений
в
Германии
к 2025 г. усилится, они станут до-
ступнее для клиентуры, а интегра-
ция с другими видами транспорта
улучшится.
Все больше людей бу-
дут отказываться от поездки на ав-
томобиле
в
пользу
общественно-
го транспорта. Заметный прогресс
будет наблюдаться в международ-
ных сообщениях. Железные доро-
ги смогут также стать более привле-
кательными сточки зрения стоимо-
сти поездки.
Ожидается
рост
конкуренции
внутри
сектора
железнодорожно-
го транспорта. Это касается прежде
всего дальних пассажирских сооб-
щений — выход на рынок новых иг-
роков расширит ассортимент транс-
портных услуг. Деятельность госу-
дарства будет по-прежнему играть
большую роль в развитии железно-
дорожных пассажирских перевозок:
с одной стороны, через функции ре-
гулятора, с другой — через размеры
средств, выделяемых на заказывае-
мые услуги в местных сообщениях, и
инвестиции в инфраструктуру. При
благоприятных обстоятельствах же-
лезные дороги смогут увеличить до-
лю на транспортном рынке на 3% (в
2009% она составляла 10%).
Общее развитие
По всем трем сценариям ожида-
ется рост пассажирооборота (рис. 3).
По базовому сценарию ежегодный
рост составит в среднем чуть менее
0,4% и соответствует тренду, сло-
жившемуся
с конца
1990-х
годов,
когда этот показатель стал заметно
ниже роста ВВП. С 1970 по 2000 г.
так называемый коэффициент роста
(соотношение роста объема перево-
зок и роста ВВП) колебался между
0,84 и 1,14, а с 2000 по 2008 г. опу-
стился до 0,28.
Аналогично менялся и так назы-
ваемый коэффициент мобильности
населения (отношение числа пасса-
жиро-км к каждой 1000 евро ВВП).
Если с 1970 по 1990 г. этот коэффи-
циент составлял
в среднем 405, а
после объединения Германии и до
1994 г. достиг 494, то с 1995 г. он не-
прерывно падал и к 2008 г. умень-
шился до 438.
Пока трудно сказать, насколько
приведенные данные соответствуют
долгосрочной тенденции или лишь
указывают на
временное замедле-
ние. Вместе с тем разумнее оцени-
вать коэффициент роста в рассма-
триваемый период по нижнему по-
рогу (0,28), исходя из ожидаемого
неблагоприятного
влияния таких
факторов,
как
падение
численно-
сти населения.
Демографические
изменения
и переселение в города молодежи
из
сельских
районов
приведут
к
Пассажирооборот, млрд пассажиро-км
Рост 7 %
827
825
2008
2009
Рис. 3. Рынок пассажирских перевозок
в Германии (по всем видам транспорта)
предыдущая страница 12 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 14 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст