ПРОГНОЗ
прямых
зарубежных
инвестиций
увеличится с 200 млрд до 900 млрд
евро
(по
оптимистичному
сцена-
рию — до 980 млрд, по пессимистич-
ному — до 825 млрд). Все это позво-
ляет говорить о существенном уве-
личении объема грузовых перево-
зок при реализации любого из трех
сценариев.
Изменения в обществе
Существенные изменения ожи-
даются и в немецком обществе. Для
железнодорожного транспорта важ-
нейшими параметрами обществен-
ного
развития
являются демогра-
фическая ситуация, доход на душу
населения,
степень
безработицы,
численность
работающих
и
уро-
вень урбанизации. Эти параметры
решающим образом влияют на мо-
бильность населения.
В период до 2025 г. старение на-
селения Германии продолжится, а
его численность сократится почти
на 3% — до 79,3млн чел. (рис. 2).
Реальный доход на душу населе-
ния по базовому сценарию вырастет
до 25000 евро (сучетом инфляции);
в 2008 г. он составлял
19350 евро.
Еще выше это показатель станет, ес-
ли реализуется оптимистичный сце-
нарий, — 27 100 евро
(по пессими-
стичному сценарию — 22 900 евро).
Безработица
по
базовому
сце-
нарию через
15 лет составит от 7
до 8%. Увеличение деловой актив-
ности вследствие экономического
подъема будет сопровождаться ро-
стом эффективности производства,
потому не следует ожидать значи-
тельного увеличения числа рабочих
мест. По оптимистичному сценарию
безработица снизится по сравнению
с текущим значением
(до 5-6%).
Пессимистичный сценарий опери-
рует показателем около 10%.
Вместе с тем численность рабо-
тающих по базовому и оптимистич-
ному сценариям к 2025 г. возрастет,
чему
будут
способствовать
вклю-
чение в рынок труда части лиц, не
имеющих работы длительное время
Возраст
ф
2009 г.
О
2025 г.
Население, млн мел.
Рис. 2. Старение общества в Германии
к 2025 г.
(только по базовому и оптимистич-
ному сценарию), возможность со-
вмещать работу с семейными забо-
тами
(появится
больше
работаю-
щих женщин), а также увеличение
пенсионного возраста.
В некоторых регионах Германии
будет наблюдаться дальнейшее сни-
жение плотности населения (это ка-
сается прежде всего депрессивных
регионов в землях Мекленбург-Пе-
редняя Померания и Нижняя Сак-
сония). В то же время в ближайшие
15 лет население
Большого
Мюн-
хена и региона
Рейн-Майн увели-
чится на 10% или даже более. Этот
процесс будет сопровождаться пе-
ремещением
рабочих
мест
и
жи-
лья из центров городов в пригоро-
ды. В итоге увеличится разрыв ме-
жду благополучными и неблагопо-
лучными регионами Германии.
Деятельность государства
Роль
государства
широком
смысле)
в
развитии
транспортно-
го сектора по-прежнему будет вы-
сокой, причем как в качестве регу-
лятора, преследующего народнохо-
зяйственные и экологические цели,
так и заказчика транспортных услуг
в пассажирском сообщении, а так-
же инвестора в сфере инфраструк-
туры.
Одновременно
будет расти
значение
Европейской
комиссии.
которая выпускает все больше ди-
ректив по транспорту.
По
оптимистичному
и
базово-
му сценариям дефицит федераль-
ного бюджета будет ниже 3%, а го-
сударственный долг — менее 60%
ВВП,
что
соответствует
критери-
ям
Маастрихтского договора.
Фе-
дерация, земли и муниципалитеты
по-прежнему сохранят свою роль
как важные заказчики услуг в сфе-
ре местных
пассажирских
перево-
зок и как инвесторы
в транспорт-
ную инфраструктуру. Для освоения
растущих объемов перевозок имен-
но в этих двух сценариях необхо-
димо наращивать пропускную спо-
собность
инфраструктуры.
Мож-
но ожидать ужесточения экологи-
ческих норм в отношении вредных
выбросов для достижения
постав-
ленной ЕС цели «20-20-20» (сокра-
щения к 2020 г. эмиссии СО, на 20%
и увеличение доли энергии из воз-
обновляемых источников на 20%)
и защиты от шума. Это может стать
условием для роста доли железных
дорог в пассажирских и грузовых
перевозках.
При пессимистичном сценарии
возможны
кризисные
явления,
вследствие чего меры, направлен-
ные на поддержку экономики, уси-
лят нагрузку на бюджеты разных
уровней,
дефицит
федерального
бюджета может неоднократно пре-
вышать
3%-ный
порог.
Падение
бюджетной дисциплины приведет
к росту государственного долга. В
итоге по сравнению с другими сце-
нариями будет меньше заказов на
транспортные услуги и меньше ин-
вестиций
в
инфраструктуру.
Про-
блемы экологии и защиты от шума
отойдут на второй план.
Последствия для железных
дорог
В целом ожидаемые граничные
условия будут способствовать росту
грузовых и пассажирских перевозок
в Германии. Насколько высоким он
будет, зависит от экономического и
10
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №8
предыдущая страница 11 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн следующая страница 13 Железные дороги мира 2011 08 читать онлайн Домой Выключить/включить текст