ТОКОСЪЕМ
Рис. 11. Полосы из экструдированного
(а)
и композиционного
(б)
графита для
контактной вставки типа Triplex
2007 г. установил мировой рекорд
скорости
для
железнодорожно-
го транспорта
(574,8 км/ч), были
оснащены угольными
контактны-
ми вставками компании Mersen.
Компания Hoffmann
Компания Hoffmann (Австрия),
входящая в группу Schunk, не иска-
ла совершенно новый материал, но
тем не менее создала оригинальную
марку графита на базе имеющихся
стандартных марок (SK85, SK01
и
ДР-)-
Специалисты компании устано-
вили, что в обычном амальгамиро-
ванном и экструдированном аморф-
ном углероде может образовывать-
ся только случайно распределенная
изотропная пористость. После на-
сыщения металлом (металлизации)
частицы меди находятся в среде уг-
лерода очень далеко друг от друга, и
поэтому прохождение тока затруд-
нено, что обусловливает быстрый
нагрев материала.
Определенные
технологиче-
ские
процессы
позволяют
обес-
печить большую пористость, но в
этих случаях медь плохо сцепляет-
ся с графитом.
50
Установив наличие ориентиро-
ванных микротрещин при изготов-
лении пластин графита, компания
Hoffmann выдвинула идею выделе-
ния пластов, в которых имеются ес-
тественные прожилки, ориентиро-
ванные вертикально.
Насыщение медью этих прожи-
лок
в объеме 20-30%
массы
гра-
фита
обеспечивает
естественное
прохождение тока от точки сопри-
косновения контактной вставки с
контактным проводом до металли-
ческого
основания
без
перегрева,
присущего изотропному распреде-
лению частиц меди в стандартных
материалах.
Такие материалы, получившие
название
анизотропных,
теперь
известны
под
марками
SK85ACu,
SKOlACu и т.п.
Испытания в реальной
эксплуатации на
электропоездах TGV
Контактными вставками из двух
материалов, успешно прошедшими
проверку на вагоне Vulcain и на ис-
пытательном стенде, были в конце
2003 г. оснащены токоприемники
высокоскоростных электропоездов
TGV Atlantique №317 и 336.
Особое внимание было уделено
наблюдению за работой этих четы-
рех
модифицированных токопри-
емников с угольными
контактны-
ми вставками среди сотен токопри-
емников других типов с
металли-
ческими контактными накладками,
установленных
на обычных и
вы-
сокоскоростных электропоездах, а
также на электровозах, при обраще-
нии на одних и тех же линиях юго-
западного направления от Парижа,
электрифицированных на постоян-
ном токе 1,5 кВ.
На маршрутах Париж — Тулуза
и
Париж — Тарб длиной
несколь-
ко более 600 км
имеется
контакт-
ная подвеска разных типов, в том
числе так называемая нормальная
с медными проводами (максималь-
ная скорость движения 220 км/ч).
типа MIDI (скорость до 140 км/ч) и
высокоскоростная на обходе Тура
(скорость до 270 км/ч).
Результаты испытаний были об-
надеживающими: хорошее состоя-
ние поверхности графита без сле-
дов ударных повреждений и темп
износа порядка 1 мм/Ю ’км, что со-
ответствовало непрерывному про-
бегу, равному примерно 15 тыс. км,
т.е. почти в 2 раза большему, чем
средний
пробег
токоприемников
высокоскоростных электропоездов
TGV с металлическими контактны-
ми накладками.
Как видно из рис.
12, за время
наблюдения (около 6 лет, с января
2004 по июль 2009 г.) отмечена об-
щая тенденция уменьшения износа
контактных вставок, принципиаль-
но связанная с постоянным улучше-
нием процесса эксплуатации парка
поездов TGV на линии. Явно выра-
женные пики износа соответствуют
зимним месяцам, когда темп износа
увеличивается в 3 раза, главным об-
разом из-за обледенения контакт-
ной сети.
В конце 2009 г.
147 высокоско-
ростных электропоездов семейства
TGV (в том числе 42 модернизиро-
ванных поезда TGV PSE и
105 по-
ездов TGV Atlantique)
были осна-
щены
токоприемниками
с
уголь-
ными
контактными
вставками из
материалов
компаний
Mersen
и
Hoffmann.
К тому времени
средний темп
износа контактных вставок по срав-
нению с началом эксперимента сни-
зился на 40%, т.е. до 0,6мм/10;5км,
что соответствует потенциальному
непрерывному пробегу 25 тыс. км
(следует напомнить, что речь идет
о линиях, электрифицированных на
постоянном токе 1,5 кВ).
Следует также иметь в виду, что
приведенные данные являются ин-
дикатором срока службы токопри-
емников на линиях постоянного то-
ка, в то время как поезда TGV Atlan-
tique эксплуатируются в основном
на линиях переменного тока 25 кВ.
50 Гц (в соотношении 75:25%), на
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №7
предыдущая страница 51 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн следующая страница 53 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст