ТОКОСЪЕМ
Графит высокой
плотности
для
контактных вставок
токоприемников
Известно, что использование угольных контактных вставок в
полозах токоприемников электроподвижного состава позво-
ляет значительно увеличить срок службы двух таких важных
компонентов
электродинамического
взаимодействия
(токо-
съема), как токоприемник и контактный провод, так как эффект
самосмазывания графита, когда его частицы переносятся на
медный
контактный
провод,
способствует образованию
хо-
рошо отполированной поверхности контакта, что приводит к
совместному снижению износа в этой паре трения.
Вместе с
тем применение угольных вставок обусловливает появление
специфических
проблем,
особенно
при
системе
тягового
электроснабжения постоянного тока
1,5 кВ из-за высокой ин-
тенсивности токосъема (при системе переменного тока такие
проблемы не возникают).
История вопроса
Национальное общество желез-
ных дорог Франции (SNCF) уже бо-
лее 20 лет назад приняло решение
об инвестициях в графитовые тех-
нологии применительно к токопри-
емникам всего электроподвижного
состава, получающего питание от
контактной сети переменного тока
25 кВ, 50 Гц. Тогда ставка делалась
на массовую замену металлических
Рис. 1. Износ контактных вставок токоприемников на линии D сети RER
контактных
накладок токоприем-
ников
угольными
вставками,
не-
смотря
на то что поверхность по-
следних иногда разрушается и ча-
стицы графита агрессивно воздей-
ствуют на контактный провод.
Так, после преодоления некото-
рых трудностей, обусловленных не
поддававшимся прогнозированию
износом контактного провода, был
успешно завершен полный перевод
на угольные
контактные
вставки
токоприемников
всех
электропо-
ездов, обращавшихся на пригород-
ных линиях северного направления
от Парижа.
В
1995
г. по настоянию транс-
портной
администрации
Парижа
(RATP) перед открытием линии D
сети
скоростных
сообщений
RER
токоприемники
двухсистемных
электропоездов серии Z 20500 бы-
ли в экстренном порядке модифи-
цированы
для
обеспечения
связ-
ности
пригородных
линий
юго-
восточного (с напряжением 1,5 кВ
постоянного тока)
и северного
напряжением 25 кВ, 50 Гц перемен-
ного тока) направлений от Парижа.
На самом деле RATP использовала
токоприемники с угольными встав-
ками на линиях А и В сети RER на-
чиная с 1975 г., полностью отказав-
шись от токоприемников с металли-
ческими контактными накладками
на линии, соединяющей Лионский
и Северный вокзалы.
Время
показало, что это реше-
ние было правильным. Срок служ-
бы угольных контактных вставок
(по пробегу) с 4000 км в начале экс-
перимента через 2 года возросло 72
тыс. км. Этот опыт доказал, что ре-
сурс графита может быть увеличен,
несмотря на обращение на тех же
линиях токоприемников с металли-
ческими контактными накладками.
Достижению такого результата
(рис.
1)
способствовали два усло-
вия:
качественное
смазывание
и
изменившееся соотношение между
числом токоприемников с угольны-
ми
контактными
вставками
и
ме-
таллическими накладками.
При
максимальной
скорости
движения электропоездов, равной
140 км/ч, к техническим характери-
стикам токоприемников не предъ-
являют особо жестких требований.
Потребляемый ток на стоянках со-
ставляет порядка
100 А,
в движе-
нии — не более
1200 А
(400 А на
каждую вставку).
Поэтому
SNCF
инициировало
программу
исследований
по
про-
блемам токосъема при токе порядка
44
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №7
предыдущая страница 45 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн следующая страница 47 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст