ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Формирование
общеевропейской
грузовой
сети
Процесс европейской унификации невозможен без ликвида-
ции барьеров для беспрепятственного перемещения людей,
грузов, технологий и капитала. Поэтому ключевым элементом
политики общего рынка является концепция транспортных ко-
ридоров, причем не только железнодорожных, но и с участием
всех других видов транспорта: автомобильного, водного и тру-
бопроводного. Особое внимание уделяется железнодорожным
коридорам. Европейская комиссия ставит целью выполнять к
2050 г. большую часть грузовых перевозок на расстояние более
300 км железнодорожным транспортом.
Трансъевропейские коридоры
Европейская комиссия развива-
ет концепцию трансъевропейской
транспортной сети (ТЕМ-Т) со вре-
мени создания основ единого рын-
ка
(1985-1991
гг.), и формально
она закреплена Маастрихтским до-
говором. Поскольку существовало
мнение,
что общий
рынок
может
укреплять сильные страны в ущерб
слабым,
с
целью
выравнивания
уровней экономического развития
стран — членов
ЕС были
созданы
когезионные
фонды — региональ-
ные, социальные
и
сельскохозяй-
ственные,
а
позднее
и
аналогич-
ный фонд для транспортных и эко-
логических инвестиций в дополне-
ние к фондам поддержки проектов
ТЕМ-Т.
Программа
ТЕМ-Т
была
пер-
вым опытом построения системы
коридоров, охватывающих все ви-
ды транспорта. К железным доро-
гам
относились
более
20
проек-
тов.
За
прошедшие
25
лет
в
эко-
номике
произошли
крупные
из-
менения,
процессы
глобализации
изменили
приоритеты.
Крупные
производственные
базы
переме-
стились в Азию, в частности в Ки-
тай, в результате чего наблюдается
постоянный рост объемов импорта.
Усилилась необходимость в макси-
мально быстром вывозе грузов из
морских портов, что требует от на-
земного транспорта более высокой
эффективности.
Становилась очевидной необхо-
димость фокусировать политику на
более конкретных задачах. Это при-
вело к ревизии приоритетов TEN-T
и концентрации усилий на проектах,
более соответствующих современ-
ным задачам европейской экономи-
ки. Таким образом появилась кон-
цепция Core Network.
ETCS
Движущей
силой
программы
TEN-T было положение о том, что
общий рынок должен обслуживать-
ся единой европейской железнодо-
рожной
сетью,
на
которой
отсут-
ствуют технические, эксплуатаци-
онные и коммерческие границы и
созданы условия для того, чтобы
независимые операторы предлага-
ли
клиентуре
конкурентоспособ-
ные услуги.
Стремление к технической гар-
монизации привело к идее европей-
ской системы управления движени-
ем (ETCS), которая, опять же, идет в
общем русле с идеей коридоров. Ба-
зовая концепция состоит в реализа-
ции ETCS на направлениях, страте-
гически важных для поддержания
грузовых сообщений, особенно ме-
ждународных.
Для
поддержания
жизнеспособности эта система дол-
жна быть рентабельной, чтобы рас-
ходы на дополнительное оборудо-
вание компенсировались выгодами
от перевозок увеличенной дально-
сти (до 2000 км).
Маркетинговый
анализ
позво-
лил
выбрать
для
первоочередно-
го внедрения ETCS шесть коридо-
ров,
которые,
к
удивлению
мно-
гих, не совпали с приоритетными в
программе TEN-T. В соответствии
с
принятым
в
2009
г.
решени-
ем Европейской комиссии ETCS в
этих коридорах начнет работать в
2015-2020
гг.
Собственно, систе-
ма как таковая не решает всех про-
блем,
остаются
вопросы,
связан-
ные с распределением провозной
способности, техническими
пара-
метрами, разной длиной поездов и
т. д. Их могут решить компании ин-
фраструктуры, которые в ряде слу-
чаев уже создали так называемые
European Economic Interest Groups
(EEIG — европейские
группы
эко-
номических
интересов)
для
коор-
динации
планов развития отдель-
ных коридоров.
Г
оузовые коридоры
Европейская комиссия берет на
себя инициативы по регулированию
деятельности грузовых железнодо-
рожных
коридоров,
руководству-
ясь тем, что железные дороги пред-
ставляют собой вид транспорта, са-
мым явным образом отражающий
национальные и ведомственные ас-
пекты. Такая ситуация сложилась
по разным историческим и техни-
ческим причинам. Первоначально
комиссия не предполагала выделе-
ние конкретных коридоров, чтобы
предлагать их для развития опера-
торам
и
компаниям
инфраструк-
туры
при
участии
бизнес-кругов
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №7
предыдущая страница 13 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн следующая страница 15 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст