МИРОВОМ РЫНОК ПЕРЕВОЗОК
Тенденции
мирового
рынка
железнодорожных перевозок
Несмотря на разные оценки состояния и перспектив грузовых
и пассажирских железнодорожных сообщений
в отдельных
странах, можно с уверенностью сказать, что в целом по отрасли
объемы перевозок, снизившиеся в период мирового экономи
ческого кризиса, быстро восстанавливаются.
Кризис повлиял на грузовые же-
лезнодорожные перевозки в значи-
тельно
большей
степени,
чем
на
пассажирские, однако ситуация
в
грузовом секторе и улучшается на-
много быстрее.
Крупнейшие рын-
ки
грузовых
перевозок — желез-
ные дороги России, США и Канады
(рис. 1) существенно пострадали от
рецессии, но в 2010 г. там уже на-
блюдалась тенденция к возвраще-
нию объема перевозок на докризис-
ный уровень. В то же время в Китае
и Индии, в отличие от большинства
стран, даже в трудном 2009 г. было
отмечено лишь некоторое снижение
темпов роста.
Летом
2010
г.
консалтинговая
компания SCI Verkehr (Германия)
опубликовала
результаты
иссле-
дования
«Мировой
рынок
желез-
нодорожных перевозок — глобаль-
ные тенденции на 2010-2020 гг.»,
в котором идентифицированы тен-
денции к росту перевозок, подтвер-
жденные фактическими данными
по второй половине 2010 г. (рис. 2).
Грузовые перевозки
Быстрый рост мирового рынка
грузовых железнодорожных пере-
возок резко прекратился в 2009 г.,
когда было отмечено снижение гру-
зооборота примерно на 8,4%. Одна-
ко в Китае и Индии экономический
рост продолжался, что поддержало
спрос на сырьевые ресурсы и в пе-
риод мировой рецессии. Поэтому на
ключевых рынках Австралии, Ки-
тая, Индии и ЮАР единственным
проявлением
кризиса
стало отно-
сительное замедление темпов роста.
На ближайшее десятилетие SCI
Verkehr прогнозирует стабильный
рост
грузооборота
железных
до-
рог
общего
пользования
(обыч-
ных; рис. 3), причем положитель-
ное влияние на динамику перевозок
в долгосрочной перспективе окажут
три основных фактора:
• экономический
рост,
которо-
му будут способствовать увеличе-
ние численности населения и неиз-
менно высокий спрос на перевозки
в Китае и Индии;
• изменение климата и ограничен-
ность
природных
ресурсов.
Даль-
нейший рост цен на топливо будет
способствовать
повышению
при-
влекательности железнодорожного
транспорта, при этом обусловлен-
ные экологическими факторами по-
литические решения будут также в
пользу железных дорог;
• привлечение
государственно-
го финансирования к выполнению
проектов
создания
и/или
модер-
низации важнейших грузовых же-
лезнодорожных коридоров, прежде
всего в Индии, Китае, на Ближнем
Востоке и в Восточной Европе. Кро-
ме того, многие страны будут под-
держивать перенос части грузопо-
токов с автомобильного транспор-
та на железнодорожный путем ис-
пользования финансовых стимулов
или методов регулирования.
Согласно прогнозу SCI Verkehr,
к 2020 г. мировой грузооборот же-
лезнодорожного транспорта может
V V"4i
Л
Рис. 1. Грузовой поезд железной дороги Canadian Pacific (фото: Canadian Pacific)
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №7
9
предыдущая страница 10 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн следующая страница 12 Железные дороги мира 2011 07 читать онлайн Домой Выключить/включить текст