ДЕФЕКТЫ
РЕЛЬСОВ
Усталостные
повреждения
рельсов
На рельсовом транспорте эксплуатирующая компания должна
принимать все меры, чтобы вовремя распознавать различные
повреждения пути и подвижного состава и таким образом га-
рантировать надежную перевозку пассажиров и грузов в течение
срока службы транспортной системы. Исследования показали,
что одной из основных причин сходов подвижного состава и про-
чих тяжелых аварий на подземных и наземных рельсовых линиях
являются усталостные повреждения рельсов, приводящие к их
излому. Чтобы предотвратить возникновение таких поврежде-
ний, необходимо уяснить причинные связи этого явления.
Ситуация на метрополитене
Вены
Венский
метрополитен, общая
протяженность линий которого со-
ставляет 68,9 км. в течение 20 ч ра-
боты ежесуточно перевозит около
2 млн пассажиров; поезда движутся
с интервалом 2,5-10 мин. Это со-
ответствует пропуску примерно 212
поездов/сут в одном направлении.
Срок службы обычных рельсов
составляет 2-50 лет и зависит глав-
ным образом от износа, возникаю-
щего при качении колеса по рель-
су. Износ определяется в основном
нагрузкой от оси на рельс, геомет-
рией колес подвижного состава, ин-
тервалами
между поездами
и
гео-
метрией пути. Рельсы новых марок
(1*350НТ) отличаются значительно
меньшим износом в кривых малого
радиуса, благодаря чему срок служ-
бы увеличился в 2 раза. Однако по-
вышение износостойкости рельсов
привело к возникновению дефектов,
обусловленных контактной устало-
стью при качении, что в свою оче-
редь уменьшает срок службы.
В последние годы число изломов
рельсов на линиях венского метро-
политена возросло настолько, что
в 2007 г. были начаты интенсивные
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011,№6
научные исследования, направлен-
ные на
выяснение причин их воз-
никновения.
В
исследованиях
со-
вместно с персоналом
метрополи-
тена принимали участие эксперты в
области технологии верхнего строе-
ния пути и динамики подвижного
состава и пути, а также изготовите-
ли рельсов, специалисты, испыты-
вающие
материалы
и
изучающие
механизмы повреждений и изломов.
Так,
на
поверхности
катания
рельсов, уложенных всего несколь-
ко месяцев назад, в некоторых ме-
стах были обнаружены достаточно
большие трещины, а в некоторых
случаях зафиксированы сколы. Та-
кие дефекты, как правило, приводят
к хрупкому разрушению рельсов.
Эффективный
срок
службы
рельсов
метрополитена
составля-
ет примерно 30 лет (на венской ли-
нии Ш ). В ходе исследований бы-
ло установлено, что для рельсов с
закаленной головкой в кривых ма-
лого радиуса он может сократить-
ся до нескольких месяцев.
Приво-
дящие к этому дефекты рельсов воз-
никают не только на венском мет-
рополитене, но и на других линиях
рельсового городского транспорта.
Они
наблюдаются
перед
въездом
на станции, где подвижной состав
притормаживает, а также на наруж-
ном рельсе в кривых, которые он
проходит с постоянной скоростью.
Известны случаи аналогичных из-
ломов на магистральных линиях в
зонах, где поезда разгоняются.
На венском метрополитене при-
менен облегченный железнодорож-
ный
путь с износостойкими
рель-
сами НБН. имеющими закаленную
головку.
Колеса
подвижного
со-
става
создают небольшую
нагруз-
ку
на
рельс.
Головка
рельса
при
этом деформируется слабо, однако
в результате качения колес проис-
ходит постепенное разрушение ее
материала.
Регистрация дефектов рельсов
на сети венского метрополитена
В специальной литературе клас-
сифицированы
все
известные
де-
фекты рельсов. В основном разли-
чают выкрашивания, сетки трещин
на поверхности катания, сколы и др.
Повреждения нового типа, обна-
руженные при проверке рельсов на
венском метрополитене, пока еще
не рассматривались в специальной
литературе. В кривых на поверхно-
сти катания наружных рельсов ти-
па 1*350НТ с закаленной головкой
впервые были выявлены дефекты в
виде полосок, расположенных по-
перек поверхности катания.
Веро-
ятно, они наблюдаются на рельсах
метрополитенов и других европей-
ских городов. Такие дефекты встре-
чаются преимущественно в кривых,
но возникают и на
прямых участ-
ках пути. Они обладают высоким
потенциалом разрушения рельса и
проявляются в виде оптически рас-
познаваемых белых линий, возни-
кающих почти исключительно на
наружном рельсе.
В этом отношении заметна раз-
ница
между
рельсами
обычным
1*260
и
И350НТ
с
закаленной
го-
ловкой, уложенными
с
наружной
стороны
кривой.
Менее
износо-
стойкий рельс 1*260 имеет зеркаль-
ную поверхность катания с хорошо
69
предыдущая страница 70 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 72 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст