ЗЕМЛЯНОЕ
ПОЛОТНО
используется
метод дефлектомет-
ра с падающим грузом. Специали-
стами компании создана установка
на железнодорожном ходу, при по-
мощи которой с высокой степенью
точности
можно
определять
как
жесткость земляного полотна, так
и максимальную допустимую ско-
рость движения поездов (рис. 1).
Принцип работы установки ос-
нован
на моделировании режима
нагружения пути при движении по-
езда и измерении деформации зем-
ляного полотна. Груз сбрасывает-
ся на нагрузочную балку, установ-
ленную на шпале, которая на время
проведения измерений отсоединя-
ется
от
рельсов.
Происходящий
при этом удар создает эффект на-
грузки,
возникающей
при
прохо-
ждении
поезда.
На
обследуемую
шпалу и
на
поверхность балласт-
ной призмы на расстоянии 0,3,1 и
1,9 м от шпалы вдоль пути устанав-
ливаются девять сейсмоприемни-
ков. Их выходные сигналы подвер-
гаются двойному интегрированию,
что позволяет получить величины
линейных перемещений шпалы и
балласта.
Процедура
замеров
за-
нимает менее 2 мин, результат го-
тов практически сразу же. Замеры
обычно проводятся с интервалами
10 м,
что
позволяет
обследовать
участок
пути длиной
2 км
в тече-
ние 8-часового окна.
Пример использования
метода
Метод оценки жесткости полот-
на с использованием дефлектомет-
ра с падающим грузом нашел широ-
кое применение в Великобритании
на линиях, где имеют место пробле-
мы с техническим состоянием пути,
и там, где планируется повышение
скорости движения
поездов.
В ре-
зультате
обследований
определя-
ются участки с недостаточной жест-
костью земляного полотна, а также
выявляются ее причины, например
рыхлость грунта или недостаточная
толщина балластного слоя. Кроме
Рис. 1. Установка для измерения жестко-
сти полотна с использованием дефлекто-
метра с падающим грузом
того, при этом можно определить
динамические
характеристики
грунта, на основании которых уста-
навливается
максимальная
допу-
стимая скорость. Данная методика
использовалась также во Франции
и
Германии
для
измерения
жест-
кости земляного полотна на новых
высокоскоростных линиях.
На первом этапе обследования
обычно определяются максималь-
ные
деформации,
зарегистриро-
ванные
каждым
сейсмоприемни-
ком во всех обследованных точках.
Эти данные, соотнесенные с точка-
ми
проведения
замеров,
позволя-
ют воспроизвести наглядный про-
филь жесткости земляного полот-
на на всем обследованном участке.
На рис. 2 представлены результаты
выполненных в Великобритании на
нескольких линиях измерений, ко-
торые свидетельствуют о том, что в
зависимости от назначения
и тех-
нического
состояния
линий
этот
показатель может колебаться в до-
вольно широких пределах. Данные,
характеризующие
жесткость
соб-
ственно земляного полотна, пред-
ставляют собой средние значения
деформации на расстоянии
1 м от
нагружаемой шпалы. Хотя эти дан-
ные
не
являются
непосредствен-
но измеренными, опыт показыва-
ет, что они позволяют получить ре-
альное представление о состоянии
полотна.
Рассматриваемая
методика ис-
пользовалась, в частности, на од-
ном из участков магистрали Запад-
ного побережья в Великобритании,
где после повышения допустимой
скорости
движения
до
200 км/ч
состояние пути стало быстро ухуд-
шаться,
в
связи
с
чем
пришлось
ограничить скорость до
120 км/ч.
Для выяснения причин было орга-
низовано
инженерно-геологиче-
ское
обследование,
предусматри-
вавшее сверление шурфов и иссле-
дование с помощью
конического
пенетрометра.
В
результате
бы-
ло установлено, что на некоторой
глубине
под слоем
балласта
име-
ется горизонт мягкого грунта с ор-
ганическими включениями, одна-
ко определить степень его влияния
на состояние пути не удалось. Про-
веденное с применением дефлекто-
метра
с
падающим
грузом
после-
дующее обследование, пример ре-
зультатов
которого
приведен
на
5
2
*
ос
ГО
2
а
4
Новая
высокоскоростная
линия
Магистральная
линия с хорошим
техническим
состоянием
Магистральная
линия с плохим
техническим
состоянием
Малодеятельная
линия с весьма
малой жесткостью
полотна
Рис. 2. Примеры результатов измерения жесткости земляного полотна на нескольких
линиях в Великобритании
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
67
предыдущая страница 68 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 70 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст