ЗЕМЛЯНОЕ
ПОЛОТНО
Измерение жесткости
земляного
полотна
Повышение скорости движения поездов на действующих ли-
ниях может вызвать ухудшение состояния земляного полотна,
особенно в условиях неустойчивых грунтов. Решить эту пробле-
му можно, контролируя жесткость полотна с использованием
дефлектометра с падающим грузом.
Факторы влияния
на состояние земляного
полотна
Оптимальная
жесткость
зем-
ляного полотна является важным
условием
поддержания
геометри-
ческих параметров пути в установ-
ленных нормативными документа-
ми пределах на железнодорожных
линиях,
по
которым
осуществля-
ются
междугородные
пассажир-
ские перевозки, будь то специаль-
но построенные высокоскоростные
линии,
рассчитанные на
скорость
250 км/ч и выше, или линии, на ко-
торых
после
модернизации
допу-
скается движение со скоростью до
200 км/ч.
На
действующих
линиях,
где
земляное полотно находится в удо-
влетворительном
состоянии,
мо-
дернизация
может
заключаться,
главным образом, в замене балласта
и отдельных компонентов верхне-
го строения пути, а также в обнов-
лении системы
сигнализации.
Од-
нако
при
ослабленном
земляном
полотне
возможно
быстрое ухуд-
шение геометрических параметров
пути, в связи с чем возникает необ-
ходимость частого проведения ре-
монтных работ.
Для вновь сооружаемых линий
проектной
документацией
преду-
сматривается жесткость земляного
полотна, оптимальная с точки зре-
ния выполнения им функции опо-
ры для балластной призмы. Одна-
ко в XIX в., когда строились многие
нынешние важнейшие магистрали.
этому
фактору
не
всегда
прида-
валось
должное
значение.
Каче-
ство основания пути было весьма
различным и зависело от большо-
го числа факторов: квалификации
проектировщиков, местных геоло-
гических условий, доступности ма-
териалов требуемого качества и т. д.
В связи с этим для обеспечения
соответствия геометрических пара-
метров пути требованиям, опреде-
ляемым условиями эксплуатации,
многие магистральные линии тре-
буют достаточно трудоемкого те-
кущего содержания. В случаях если
модернизация действующих линий
обусловлена планируемым повыше-
нием скорости движения поездов
или
частоты
их следования,
весь-
ма полезным может стать тщатель-
ное измерение жесткости земляно-
го полотна.
Существует два аспекта оценки
жесткости земляного полотна. Де-
градация
основания
пути
наибо-
лее
распространенного
типа
име-
ет место при значительных нагруз-
ках,
передаваемых
через балласт-
ную призму и повышающихся при
ее недостаточной
высоте.
Вероят-
ность возникновения дефектов в ос-
новании пути особенно велика там,
где присутствуют глинистые грунты,
верхние слои которых подвергают-
ся воздействию атмосферных явле-
ний, или на насыпях, где плотность
поверхностных слоев грунта может
оказаться недостаточной.
Второй
причиной
недоста-
точной
жесткости
земляного
по-
лотна
может
стать
присутствие
неустойчивых грунтов под балласт-
ной
призмой.
В
этом
случае
ско-
рость
движения
поездов
должна
быть ограничена вследствие дина-
мического взаимодействия различ-
ных элементов пути и возникнове-
ния процессов, получивших назва-
ние ударной
волны
или
эффекта
критической скорости. Как прави-
ло, требования
к
качеству
пути
в
таких условиях
выше,
поскольку
при
наличии
неустойчивых
грун-
тов имеет место проблема переда-
чи и восприятия нагрузок. При низ-
ких скоростях эта проблема может
не ощущаться, однако с возраста-
нием
скорости
процессы
динами-
ческого взаимодействия приводят
к значительным смещениям
грун-
тов, и жесткость земляного полот-
на снижается.
Методы измерения жесткости
земляного полотна
В
большинстве
случаев
жест-
кость земляного полотна достаточ-
на для движения поездов со скоро-
стью до 100 км/ч. При более высо-
ких скоростях требования к жест-
кости
возрастают.
Определенное
представление о состоянии земля-
ного полотна может быть получено
путем анализа изменения парамет-
ров пути в процессе эксплуатации
и рассмотрения результатов прове-
денных
мероприятий
по его теку-
щему содержанию. Однако иногда
затруднительно различить недоста-
точную жесткость земляного полот-
на и неудовлетворительное состоя-
ние балластной
призмы.
В
таких
случаях целесообразно проведение
специальных измерений.
Известно несколько методов та-
ких измерений, в том числе измере-
ние параметров пути при проследо-
вании по нему поезда, испытания с
помощью нагрузочной плиты, виб-
рационныё испытания и непосред-
ственные исследования проб грун-
та. Компанией Scott Wilson (Вели-
кобритания)
в течение более чем
15 лет для решения данной задачи
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
предыдущая страница 67 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 69 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст