ШПАЛЫ
эффективности,
такие
шпалы
от-
личаются существенными преиму-
ществами в плане расхода энергии
и бережного отношения к экологии
на этапах производства, монтажа и
эксплуатации по сравнению со шпа-
лами других типов.
Известно,
что
более
жесткий
путь имеет более высокий модуль,
что
снижает
сопротивление
дви-
жению.
Снижением
сопротивле-
ния движению обеспечивается со-
кращение расхода топлива на тягу
грузовых поездов. Ряд испытаний
в условиях реальной эксплуатации
подтвердил,
что,
поскольку
путь
на железобетонных шпалах имеет
большую
жесткость,
сопротивле-
ние
движению
уменьшается
при-
мерно
на
7%,
что,
соответствен-
но, позволяет снизить расход топ-
лива на тягу поездов в пределах от
1,2 до 4,5%. Бетонные шпалы так-
же можно рассматривать как эко-
логически
чистый
элемент
пути,
потому что они в процессе произ-
водства не подвергаются обработке
какими-либо
химическими
веще-
ствами, которые могут просочить-
ся в грунтовые воды, и не выделяют
их в процессе эксплуатации. Кроме
того, по сравнению со шпалами из
других материалов железобетонные
имеют более длительный жизнен-
ный цикл и в процессе производства
и эксплуатации минимально исто-
щают естественные ресурсы.
Исследования,
проведенные
в
Мельбурнском университете (Авст-
ралия) и опубликованные в журна-
ле Precast Solutions and Environmen-
tal Science & Technology, показали,
что
в
течение
жизненного
цикла
железобетонных шпал выделяется
только 1/6 приводящих к парнико-
вому эффекту газов по сравнению с
деревянными. Однако желательно
учитывать
загрязнение
окружаю-
щей среды и по ряду других аспек-
тов помимо перечисленных. Следу-
ет иметь в виду, например, добычу
сырья для производства железобе-
тонных шпал и лесозаготовки для
производства деревянных, а также
затраты энергии на их утилизацию.
В
результате
расчетов
для
участ-
ка длиной
1 км при сроке службы
100 лет было сделано заключение,
что общая эмиссия парниковых га-
зов
в
течение
жизненного
цикла
железобетонных
шпал
составля-
ет от 1/2 до 1/6 объема этих газов.
выделяемых в течение жизненного
цикла деревянными шпалами.
С экологической точки зрения
немаловажно и то обстоятельство,
что
до
90%
стали,
применяемой
корпорацией L. В. Foster при изго-
товлении как самих железобетон-
ных шпал
(в виде арматуры), так
и
компонентов
системы
крепле-
ния рельсов (скреплений, прокла-
док), представляет собой продукт
вторичной
переработки
металло-
лома.
Корпорация
ищет дальней-
шие пути снижения
энергозатрат
в процессе изготовления бетонных
шпал.
Например,
расход электро-
энергии на освещение цехов сокра-
щен на 50%, а тепловой энергии в
процессе производства шпал — на
30%. Кроме того, железобетонные
шпалы могут быть утилизированы,
и L. В. Foster в настоящее время ак-
тивно занимается исследованиями
в этой области.
Шпалы из композитных
материалов
По оценке специалистов TieTek,
компании — изготовителя шпал из
композитных
материалов
(пласт-
масс; рис. 2), они имеют ряд эколо-
гических
преимуществ
по сравне-
нию с деревянными, подвергнуты-
ми защитной обработке. Независи-
мо от изготовителей и химического
состава первичным материалом для
пластиковых шпал является годный
к повторному использованию тер-
мопластик. Это сырье восстанавли-
вается после употребления или про-
мышленного использования таких
изделий, как пластиковые бутылки,
пакеты,
детали
автомобилей,
иг-
рушки, упаковка и т.п. Такой мате-
риал, повторно применяемый для
изготовления
шпал,
можно
полу-
чить, не используя нефтепродукты
и не расходуя много энергии.
Для
изготовления
традицион-
ных
деревянных
шпал
требуют-
ся
взрослые
деревья — ежегодно
не
менее
4 млн
деревьев
выпада-
ют из лесных массивов, сокращая
и,.
., p.gu ш н т * т т
яшшш
да iiw j w MAi
Рис. 2. Путь на композитных шпалах компании TieTek
64
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
предыдущая страница 65 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 67 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст