ШПАЛЫ
Шпалы
с точки
зрения
экологии
Миллионы шпал работают в верхнем строении пути железных
дорог Северной Америки.
В современной интерпретации каж-
дая шпала независимо от материала изготовления— дерево,
железобетон, пластик или сталь —является одним из факторов
создания имиджа железнодорожного транспорта как отрасли,
бережно относящейся к окружающей среде.
В
настоящее
время
железные
дороги Северной Америки получи-
ли, наконец, признание как самый
эффективный и экологичный вид
транспорта
для
грузовых
перево-
зок. Затрачивая на перевозку 1 аме-
риканской тонны (0.9 метрической
тонны) груза на расстояние 731км
только
1 галлон (0,38 л) дизельно-
го топлива, железные дороги еже-
дневно формируют свой «зеленый»
имидж.
Важным элементом
щадя-
щего воздействия железнодорожно-
го транспорта на окружающую сре-
ду
является
экологически
чистая
инфраструктура.
Деревянные шпалы
Активное
использование
аль-
тернативных
возобновляемых
ис-
точников энергии, включая солнеч-
ную, а также устойчивое развитие
современной лесной и лесообраба-
тывающей отрасли позволяют в ос-
новном восстанавливать лесные бо-
гатства за средний срок службы об-
работанных деревянных
шпал.
С
учетом больших нагрузок и тяже-
лых условий эксплуатации деревян-
ные шпалы со сроком службы бо-
лее 30 лет остаются одним из самых
экологически чистых элементов пу-
ти, используемых на североамери-
канских железных дорогах.
Дерево
замечательно тем,
что
во время роста, быстрого или мед-
ленного (в зависимости от породы),
оно борется с углеродным загрязне-
нием окружающей среды, поглощая
из атмосферы углекислый газ. Со-
держание углерода
в
одной
дере-
вянной шпале в среднем составля-
ет 32 кг, что эквивалентно связыва-
нию 118 кг углекислого газа за вре-
мя роста дерева. При этом для роста
дерева требуется только солнечная
энергия.
Перед укладкой в путь деревян-
ные
шпалы
пропитываются
крео-
зотом, который с современной точ-
ки зрения является еще одним за-
мечательным веществом. Креозот
представляет собой побочный про-
дукт процесса переработки угля при
получении кокса, используемого в
металлургической
промышленно-
сти при производстве стали и алю-
миния. Креозот примечателен тем,
что, предохраняя древесину в изде-
лиях (в данном случае в шпалах) от
гниения, сам он биологически раз-
лагаем. Современные предприятия
по очистке сточных вод использу-
ют специальные бактерии, которые
разрушают
креозот
и
позволяют
очистить воду до стандартов питье-
вой. Таким образом, являясь скорее
полезным биопродуктом, чем отхо-
дами производства, креозот косвен-
но участвует в процессе поглощения
углерода, увеличивая срок службы
шпал в пути.
Необработанное
дерево
мо-
жет служить в шпалах от 4 до 7 лет
до начала
гниения
или
поврежде-
ния, например, термитами. Техно-
логия защиты древесины позволя-
ет увеличить срок службы шпал в
8-10 раз. Хотя для
изготовления
деревянных
шпал
приходится
ру-
бить деревья,
применение
специ-
альных
материалов
для
защиты
древесины позволяет в значитель-
ной степени продлить ее ресурс и
сохранять леса.
В конце жизненного цикла дере-
вянные шпалы можно использовать
и
как
топливо.
Являясь
дополни-
тельным источником биомассы при
достаточном содержании остаточно-
го креозота, деревянные шпалы при
сгорании могут обеспечить такую же
теплотворную способность, как не-
которые сорта угля, что допускает их
использование на оснащенных в со-
ответствии
с требованиями Агент-
ства по охране окружающей среды
(ЕРА)
установках
для
получения
электроэнергии или в газогенерато-
рах для получения топлива других
видов. Проведенный анализ эколо-
гического жизненного цикла пока-
зал, что, если все деревянные шпалы,
ежегодно заменяемые в США и Ка-
наде, перерабатывать с целью полу-
чения энергии, ее будет достаточно
для удовлетворения потребности го-
рода с населением 100 тыс. жителей.
Железобетонные шпалы
Корпорация L. В. Foster на пред-
приятиях
своей
дочерней
компа-
нии
СХТ выпускает железобетон-
ные шпалы для различных условий
применения на линиях магистраль-
ных железных дорог и городского
рельсового транспорта, путях про-
мышленных предприятий и портов
(рис.
1).
Помимо
экономической
Рис. 1. Путь на железобетонных шпалах
компании СХТ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
63
предыдущая страница 64 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 66 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст