СКОРОСТНЫЕ
ПОЕЗДА
бензина,
равному
0,005 л/пасса-
жиро-км. В рамках реализуемой в
Швеции
программы
Gröna
Taget
(«Зеленый поезд») такой уровень
расхода энергии уже подтвержден
во время испытаний модернизиро-
ванного
электропоезда
Regina
на
новой линии Botniabanan (рис. 5).
Энергопотребление
также
за-
висит от физического сопротивле-
ния
движению
поезда:
сопротив-
ления качению, сил гравитации и
ускорения, аэродинамического со-
противления.
Последнее
зависит
от очертаний и длины подвижного
состава и приблизительно пропор-
ционально квадрату скорости. Три
другие величины зависят от массы
подвижного состава, и поэтому лю-
бые меры, направленные на ее сни-
жение, приводят к их уменьшению.
Экономическая
эффективность
Тем
не
менее
повышение
при-
влекательности
пользования
же-
лезнодорожным транспортом само
по себе не приведет к уменьшению
воздействия
на окружающую сре-
ду, если в результате будет генери-
ровать только рост спроса на пере-
возки, но не замену более энергоем-
ких видов транспорта.
В
настоящее
время
стоимость
поездки
между
крупнейшими
го-
родами
Швеции
на
воздушном
и
железнодорожном транспорте
на-
ходится
в
одном
ценовом
диапа-
зоне. С учетом затрат времени на
прохождение
предполетных
фор-
мальностей,
а
также
на
поездку
между городом и аэропортом при
расстоянии
от
пункта
отправле-
ния
до
пункта
назначения
менее
300 км
добраться
на
скоростном
поезде можно, как правило, быст-
рее. чем на самолете, а при расстоя-
нии более 150 км — быстрее, чем на
автомобиле.
Повышение скорости,
возмож-
но, сделает путешествие на поезде
более привлекательным, вследствие
чего
на
железную
дорогу
может
перейти
часть
пассажиров,
поль-
зующихся личными автомобилями,
а также внутренними и. не исклю-
чено, даже
некоторыми
междуна-
родными воздушными сообщения-
ми. Если снижение массы не пред-
ставляется критическим фактором
для достижения более высокой ско-
рости, то оно может быть важно с
точки зрения уменьшения неблаго-
приятного воздействия на путь, ко-
торое
связано
с
оказываемой
по-
движным составом нагрузкой и уве-
личивается по мере роста скорости.
уровне эксплуатационных характе-
ристик. В обоих случаях снижение
затрат на пассажиро-километр спо-
собствует
повышению
конкурен-
тоспособности железнодорожного
транспорта.
Эффективность снижения массы
подвижного состава подтверждает-
ся возможностью уменьшения раз-
меров компонентов оборудования
без ущерба для
их характеристик.
Это касается, в частности, тормозов,
систем подвешивания, демпферов, а
также уменьшения габаритов и мас-
Рис. 5. Электропоезд Regina компании Bombardier, модернизированный на железных
дорогах Швеции по программе Gröna Tâget (фото: Bombardier)
Кроме
того,
вполне
вероятно,
что в перспективе плата за пользо-
вание инфраструктурой будет зави-
сеть от величины сил воздействия
на
путь и
вызванного ими износа
пути.
При
уменьшении
массы
по-
движного состава и осевой нагрузки
может стать
возможным
повыше-
ние скорости движения поездов без
увеличения сил взаимодействия ме-
жду колесом и рельсом, в том чис-
ле в кривых. С другой стороны, сни-
жение массы и увеличение ширины
пассажирских салонов подвижного
состава, достигаемое за счет умень-
шения толщины стенок кузова, мо-
жет привести к увеличению полез-
ной вместимости салона при том же
сы тягового оборудования при не-
изменном соотношении мощности
и массы. Другими положительными
моментами уменьшения сил взаи-
модействия
колес с
рельсами
мо-
гут быть снижение уровня внешне-
го шума, включая корпусной.
Благодаря уменьшению массы
подвижного состава
возможен пе-
реход от совместного применения
механического
и
электродинами-
ческого торможения
к
преимуще-
ственному использованию электри-
ческого. Это приведет к экономии
электроэнергии и затрат на техни-
ческое
обслуживание
механиче-
ских тормозов, однако, поскольку
требования к величине замедления
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
45
предыдущая страница 46 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 48 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст