СКОРОСТНЫЕ
ПОЕЗДА
Снижение массы
скоростных поездов
Реализуемый
в настоящее время проект стокгольмского
Ко-
ролевского технологического института (Швеция) ориентиро-
ван на оценку экономического и экологического эффекта от
снижения массы скоростного железнодорожного подвижного
состава, добиться которого можно благодаря использованию
многофункциональных сандвич-панелей кузова на основе ком-
позиционных материалов.
По сравнению с другими видами
транспорта
подвижной
состав
же-
лезных дорог отличается большей
удельной массой. Так. в скоростном
электропоезде Х2000 железных до-
рог Швеции (Б]) (рис. 1) масса, при-
ходящаяся на одно место для сиде-
ния, примерно в 3 раза больше, чем
в автобусе Ыеор1ап БрасеПпег. При-
близительно половина этой разни-
цы обусловлена тем. что в пассажир-
ских вагонах одно место для сидения
занимает значительно большее про-
странство, чем в автобусах. Остав-
шаяся часть может быть уменьшена
путем совершенствования техноло-
гии производства и применения про-
грессивных
методов
обеспечения
безопасности в случае столкновения.
Многослойные панели
в конструкции кузовов вагонов
Значительный
эффект
может
быть достигнут благодаря исполь-
зованию с целью снижения массы
кузова современных композицион-
ных
материалов и
многослойных
панелей (сандвич-панелей). Иссле-
дования в данной области в рамках
создания инновационной конструк-
тивной концепции подвижного со-
става
ведутся
в
центре
по
созда-
нию экономичных й экологичных
транспортных средств (ЕС02)
Ко-
ролевского
технологического
ин-
ститута в Стокгольме.
Суммарная
масса стен, крыши,
пола,
каркаса
и
обшивки
кузова
обычно
достигает
примерно
35-40%
массы
вагона,
не считая
тележек
и
тягового
электрообо-
рудования.
Остальное
приходит-
ся на элементы интерьера
и
вспо-
могательное
оборудование.
Мас-
са панелей стен, пола и крыши со-
ставляет около 40% массы кузова,
или
16% всей
массы единицы
по-
движного состава, остальное при-
ходится на раму и другие элементы
конструкции.
Чтобы добиться значительного
снижения
массы,
необходимо
пе-
ресмотреть функциональные свой-
ства каждого элемента. Например,
несущие боковые сандвич-панели
позволят частично или полностью
отказаться от некоторых усиливаю-
щих элементов конструкции кузова.
Использование таких панелей мо-
жет также способствовать упроще-
нию процесса производства за счет
уменьшения числа требуемых эле-
ментов
и
обеспечить теплоизоля-
цию, жесткость и прочность кузо-
ва как единого целого.
Другим преимуществом данной
технологии
является уменьшение
толщины стенок, что было подтвер-
ждено инновационной технологией
FICAS, разработанной компанией
Bombardier для вагонов серии С20
метрополитена Стокгольма (рис. 2).
Рис. 1. Электропоезд типа Х2000 (фото: SJ)
то: Bombardier)
Рис. 2. Электропоезд серии С20 (
Р
Ш д т
г » " "
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
43
предыдущая страница 44 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 46 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст