ТЯГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Рис. 2. Трамвай-поезд Citadis Dualis (фото: Alstom)
Рис. 3. Электропоезд Twindexx (источник: Bombardier)
Таким образом, первое требова-
ние,
предъявляемое
при
проекти-
ровании тяговых двигателей, — их
способность
обеспечивать
крутя-
щий момент или тяговое усилие в
широком диапазоне скорости (от О
до 320 км/ч).
Безусловно,
важно,
чтобы
тя-
говый двигатель работал надежно.
В то же время, с точки зрения ма-
шиниста и железнодорожной ком-
пании-оператора,
в равной
степе-
ни
имеет значение точное и плав-
ное регулирование момента во всем
диапазоне скорости при помощи си-
стемы управления тяговым приво-
дом.
Надлежащее
регулирование
крутящего
момента
обеспечивает
оптимальное использование сцеп-
ления
между
колесом
и
рельсом,
плавное
ускорение,
способность
Рис. 4. Тяговая характеристика и сопротивление движению
счет которой
создается ускорение
поезда (на рис. 4 обозначена крас-
ной стрелкой), невелика. На рис. 5
показаны характеристики мощности
тягового привода и потребной тяго-
вой мощности (мощность равна про-
изведению скорости и силы тяги).
Тяговые двигатели, как правило,
рассчитываются
на определенный
режим
работы.
Двигатель должен
развивать требуемый момент при ну-
левой скорости и поддерживать его
до номинальной во всей зоне 1 кри-
вой силы тяги. Выше этой скорости
тяговый двигатель развивает макси-
мальную выходную мощность. В зо-
не 2 сила тяги обратно пропорцио-
нальна скорости. В зоне 3 вследствие
ограничений характеристик тягового
двигателя сила тяги обратно пропор-
циональна квадрату скорости.
Скорость (% от максимального значения)
Рис. 5. Характеристики мощности
поддержания постоянной скорости
и
возможность
применения
элек-
трического торможения.
Сила тяги, мощность
и скорость
При
взаимодействии
колес
с
рельсами
крутящий
момент
тяго-
вого двигателя преобразуется в ли-
нейную силу тяги или торможения.
На рис. 4 представлен график зави-
симости силы тяги
от скорости, а
также
кривая
сопротивления
дви-
жению
поезда.
Кривая
силы
тяги
пересекает кривую сопротивления
движению в точке так называемой
установившейся скорости, т.е. мак-
симальной
теоретически
возмож-
ной
скорости.
Вблизи
этой точки
величина изменения силы тяги, за
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
39
предыдущая страница 40 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 42 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст