ТЯГОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Синхронные
тяговые двигатели
с возбуждением
от постоянных магнитов
Синхронные двигатели с возбуждением от постоянных магнитов,
обладающие преимуществами в отношении массогабаритных
показателей и потребления энергии, все чаще находят примене-
ние в тяговом приводе, хотя они требуют использования сложных
систем управления и пока имеют недостаточную надежность.
За последние несколько лет от
ведущих мировых поставщиков по-
движного состава поступило много
предложений, касающихся исполь-
зования синхронных тяговых дви-
гателей с возбуждением от постоян-
ных магнитов (СДПМ). Такие дви-
гатели имеют меньшие габариты и
массу по сравнению с преобладав-
шими до сих пор на рынке трехфаз-
ными асинхронными двигателями.
СДПМ
использовались, в част-
ности, на установившем 3 апреля
2007 г.
мировой рекорд скорости
электропоезде AGV V I50 построй-
ки компании Alstom (рис. 1). Они
находят
применение
на
подвиж-
ном составе различного назначения
(таблица) — от трамвая-поезда Cita-
dis Dualis (рис. 2) до двухэтажно-
го междугородного электропоезда
Twindexx (рис. 3) для железных до-
рог Швейцарии (SBB).
Считается,
что
железнодорож-
ные
компании-операторы
консер-
вативны в отношении применения
новых технологий.
В то же время
разработчики
и
изготовители
тя-
гового подвижного состава заинте-
ресованы в скорейшей реализации
передовых
технических
решений.
Если
использование
новых
разра-
боток способствует существенному
улучшению эксплуатационных по-
казателей, эти разработки достаточ-
но быстро находят применение, что
Рис. 1. Высокоскоростной электропоезд AGV V I50 во время рекордного пробега
подтверждается опытом внедрения
импульсных преобразователей для
питания тяговых двигателей посто-
янного тока последовательного воз-
буждения, тяговых двигателей по-
стоянного тока независимого возбу-
9
ждения, синхронных двигателей и
трехфазных асинхронных двигате-
лей с короткозамкнутым ротором. С
развитием технологий повышалась
эффективность тягового привода и
совершенствовалось управление им,
что позволило улучшить характери-
стики сцепления и снизить потреб-
ление энергии.
СДПМ и электронная аппарату-
ра управления
ими
представляют
собой наиболее современную тех-
нологию
в области тягового
при-
вода.
Миллионы
СДПМ
благода-
ря своей сравнительно малой массе
и хорошей управляемости уже ис-
пользуются в приводах гибридных
автомобилей.
Более крупные дви-
гатели предоставляют такие же воз-
можности для
повышения эффек-
тивности тягового привода желез-
нодорожного подвижного состава.
Данная технология внедряется на
новом подвижном составе различ-
ного назначения. Однако при этом
выявились
несколько
существен-
ных проблем, требующих решения.
Основные требования
На автомобилях с двигателями
внутреннего
сгорания
для
регули-
рования
скорости
обычно
исполь-
зуют сложное механическое устрой-
ство — коробку передач, благодаря
чему двигатель может работать в оп-
тимальном
скоростном диапазоне.
Тяговые двигатели подвижного со-
става
железных дорог должны
эф-
фективно работать во всем диапазо-
не скорости, обеспечивая передачу
крутящего момента на колеса через
одноступенчатый редуктор либо не-
посредственно. Такое простое в плане
механического оборудования реше-
ние позволяет создать надежные си-
стемы привода, не требующие слож-
ного технического обслуживания.
38
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №6
предыдущая страница 39 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн следующая страница 41 Железные дороги мира 2011 06 читать онлайн Домой Выключить/включить текст