РЕЛЬСЫ
GO
X
а
Ч
)
со
г
и
[
ту
JV
___________
1
U
1
tzj
у »
1 /
1
V4
І А
\
г
т
-100
-6 0
т-
/
-4 0
2
'
1
1
'
W
й
§
4
■■
-20
0
20
Расстояние от оси стыка, мм
40
60
80
100
Рис. 2. Твердость концов рельсов в стыке, выполненном методом термитной сварки, до и
после дополнительной термической обработки:
1
— до обработки; 2 — после обработки
Сварка рельсов из стали
марок Я350 1_НТ + В360
Как
указано
выше,
несколько
дефектных
сварных
стыков
рель-
сов из стали разных марок, выпол-
ненных
методом
стыковой
кон-
тактной сварки, были сняты с пути
опытного полигона через 5 лет экс-
плуатации
и
заменены
врезками
рельсов из бейнитной стали марки
В360, соединенными методом тер-
митной сварки. Результаты анализа
этих сварных стыков послужили ба-
зой для дальнейших исследований,
направленных на совершенствова-
ние технологии сварки рельсовых
стыков.
Исходные данные:
• выполнена
термитная
сварка
без термической обработки:
•общая
накопленная
поезд-
ная
нагрузка составила
106 млн т
брутто:
• макроструктура
сварного
шва
характеризовалась следующими па-
раметрами: ширина расплавленного
металла — 35-45 мм, ширина зоны
термического воздействия — 36 мм
со стороны рельса из стали марки
В360 и 20-28мм со стороны рель-
са из стали марки И350 ЬНТ:
• длительность
охлаждения
со-
ставила 570 с.
Результаты анализа:
• сварные стыки после пропуска
указанной поездной нагрузки не по-
казали признаков деградации:
• структура сварного шва осталась
стабильной;
•декомпенсация
остаточно-
го аустенита в головке рельса и в
зонах
термического
воздействия
отсутствует;
• остаточного
аустенита
на
по-
верхности
рельсов,
упрочненных
методом
динамической
накат-
ки, когда композиция мартенсит +
Таблица 3
аустенит трансформируется в мар-
тенсит, не обнаружено.
Таким образом, улучшение тех-
нологии
контактной
сварки,
как
показали
многократные
испыта-
ния.
позволило
получить
пара-
метры, соответствующие предъяв-
ляемым требованиям. Кроме того,
удалось разработать процесс свар-
ки с меньшим расходом энергии.
Этот
процесс
получил
название
Narrow
ZAT
(«узкая
зона»),
по-
скольку в ходе его осуществления
достигается минимальная ширина
зоны
термического
воздействия.
Сварка
по
улучшенной
техноло-
гии
отвечает
евро'пейским
нор-
мам, а полученные сварные рель-
совые стыки
не
нуждаются
в
по-
следующей термической обработ-
ке. В табл. 3 приведены результаты
испытаний сварных швов на удар-
ную вязкость.
Следующий
этап
испытаний
рельсов
из
бейнитной
стали
мар-
ки В360 начат в декабре 2008 г. и
продолжается до
настоящего
вре-
мени. Его целью является исследо-
вание технико-эксплуатационных
характеристик таких рельсов с дру-
гими профилями (в том числе типа
54 Е2), в кривых других радиусов и
с другими нагрузками на путь. Для
этого рельсы уложили в кривых ра-
диусом от 600 до 1200 м. На опыт-
ных участках, включающих кривые
меньшего радиуса, было разреше-
но укладывать рельсы
из бейнит-
ной стали только на наружных ни-
тях пути.
В табл. 4 приведены параметры
опытных полигонов второго этапа
испытаний.
Выводы
1.
Технико-эксплуатационные
характеристики
термообработан-
ных рельсов из стали марок R350
НТ. 350 LHT и 370 LHT в условиях
высоких нагрузок (кривые малого
радиуса, крутые уклоны и большой
пропускаемый тоннаж) можно счи-
тать весьма удовлетворительными.
Ударная вязкость рельсовой стали в зоне сварки (по Шарли)
Рельс
KV2. Дж
KCV, Дж/см-
Из стали марки И350 ЬНТ:
по оси шва
5,5
6,9
в зоне высокотемпературного термического воздействия
9.5
11.9
в зоне низкотемпературного термического воздействия
8.5
10.6
основной металл
6,5
8.1
Из стали марки В360:
по оси шва
11
13.8
в зоне высокотемпературного термического воздействия
8.5
10.6
в зоне низкотемпературного термического воздействия
23,5
29,4
основной металл
11.5
14.4
74
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ МИРА — 2011, №5
предыдущая страница 75 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн следующая страница 77 Железные дороги мира 2011 05 читать онлайн Домой Выключить/включить текст